Культурное воспитание детей дошкольного возраста.
Культурное воспитание – это приобщение ребенка к традициям региона, общество государства, к социо-культурным нормам, процесс воспитания патриотизма.
Для нашей многонациональной республики вопросы, связанные с воспитанием единства и общности народа, в не зависимости от национальности остается актуальным. Именно по этой причине поликультурное образование детей дошкольного возраста - один из важных компонентов в учебно-воспитательном процессе.
Период дошкольного детства является одним из наиболее важных в развитии ребенка, потому что в это время закладываются основные качества личности Формирование базовых черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде знаний, отношений, мировосприятия.
В основу современных подходов к дошкольному образованию положена система работы по ознакомлению с прошлым родного края, достопримечательностями региона. Все эти процессы необходимо проводить в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.
В результате успешно проделанной работы наблюдается воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности, гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины.
Поликультурное воспитание детей осуществляю в комплексе, обязательными направлениями которого являются:
• информационное насыщение
• эмоциональное воздействие
• поведенческие нормы
Включая следующие задачи:
• формирование бережного отношения к окружающему миру;
• воспитание любви к семье, дому, детскому саду, городу, республике;
Формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
• -Формировать интерес к Мордовскому искусству и мордовскому народу, желание глубже узнать культуру мордвы;формирование интереса к культурному наследию;
• расширение представлений о родном крае;
• воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям.
Одним из эффективных инструментов поликультурного образования является использование в группах уголков регионоведения. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Данные уголки могут содержать в себе элементы национального фольклора.
Обращая внимание ребенка на живописные пейзажи Мордовии, на животный и растительный мир, воспитываем в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
В процессе освоения поликультурного образования использую разнообразные формы работы с детьми: различные виды деятельности. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, национальных блюд, легенды, используют в речи русские и мордовские потешки, калядки, заклички, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.
В процессе поликультурного образования учавствуют не только дети, но и родители.
Главные направления в работе с родителями:
- установление отношений «педагог-ребенок-родитель»
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей, с учетом индивидуальных особенностей. В своей работе использую современные здоровье сберегающие технологии, формируя у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, открыт в общении со сверстниками и педагогами
. Работа по реализации регионального компонента ведется в трех направлениях:
-Первое - историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомство с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями мордовского края.
-Второе - художественно-творческое развитие детей на материале устно-поэтического творчества, произведений поэтов, писателей, композиторов Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
-Третье - физическое развитие через использование национальных
подвижных игр.
Дошкольное детство – период игры. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. Для ознакомления детей с природой Мордовии использую как словесные, дидактические, игры-драматизации, так и сюжетно-ролевые и подвижные игры. Чередование таких игр и реальных прогулок формирует осознанно-правильное отношение к лесу и его обитателям, родной земле. Детские спортивные игры играют важную роль в становлении физически развитой личности.
Ребенок свое первое впечатление и знания о природе дети чаще всего приобретают из книг. Это могут быть сказки, рассказы, стихи, легенды.. Сказки воспитывают в детях чувство добра, справедливости и сопереживания.. Богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей в ознакомлении с природой Мордовии является народный фольклор. Использование пестушек, потешек, закличик, прибауток, считалок, скороговорок способствуют не только развитию речи, но и воспитанию любви к родному краю, к своей семье, к своему народу.
Особый интерес у детей вызывают мифы и легенды. Каждый мифологический персонаж играет в быте мордовского народа важную роль и несет в себе большой смысл, по-своему уникален и интересен .Большое место в приобщении дошкольников к мордовской культуре занимают национальные праздники. Стало доброй традицией проводить совместные развлечения.
Особая роль в системе работы с дошкольниками отводится декоративно-прикладному искусству. Знакомлю детей с национальными украшениями, национальной вышивкой и костюмом. Оформлен альбом и собираю материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством мордовских народов.
В своей педагогической практике широко использую информационно-компьютерные технологии, которые обладают рядом преимуществ:
• показ информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей сильный интерес;
• яркая мультипликация надолго привлекает внимание;
Неотъемлемой частью души каждого человека, началом национального саморазвития является родная культура. Поэтому я несу профессиональную ответственность за духовно- нравственное воспитание детей, и просвещаю родителей по данному поводу. Успешность работы возможна в случае постоянного повышения педагогического уровня образования. Наиболее эффективными являются мероприятия, когда каждый педагог имеет возможность принять участие в решении творческих задач. При этом они не только эффективны, но и увлекательны и интересны. Таковыми являются круглый стол, тренинги, семинары-практикумы. Педагогический коллектив периодически обновляет знания, изучая историю и культуру родного края, местный фольклор, произведения народных мастеров, художников, поэтов.
В процессе приобщения детей к культуре своего народа, мы воспитываем гордость и уважение за землю, на которой живем. Поэтому им необходимо знать и изучать культуру своего народа. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- «Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош. Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.
- Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.
- Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей./Саранск:Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду.-Санкт-Петербург"Детство-Пресс"2011 – 524с.
- Валдоня(Светлячок):программа и методические рекомендации для ДОУ РМ – Саранск: Красный Октябрь, 2001 – 108 с.