Лаборатория «Чудеса природы» по экспериментированию
во второй младшей группе
СКАЧАТЬ (полный материал)
Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Выготский Л. С.
Цель: создание условий для познавательного, творческого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
- развитие интереса к окружающему миру;
- формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);
- развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса;
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Материал:
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10.Трубочки для коктейля
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Вата, синтепон.
14. Киндер-сюрпризы
15. Песок.
16. Вода и пищевые красители.
17. Бумага разных сортов
Актуальность.
Актуальность экспериментирования заключается в том, что дети недостаточно интересуются неживой природой. Не замечают, что происходит вокруг, почему происходят те или иные явления, хотя дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Экспериментирование дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. Детское экспериментирование характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Опыты позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать. Наши дети маленькие «почемучки». Им все интересно. «Почему плывут облака?». «Чем питаются птички?».
Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о знакомых явлениях и объектах. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес.
Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.Младшие дошкольники с удовольствием включаются в проведение экспериментов.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение.
Срок реализации программы – 1 год
сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Возраст детей 3-4 года.
Режим занятий: 2 раз в неделю-вторник, четверг; продолжительность – 15минут.
Форма проведения занятий в лаборатории - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Продолжительность занятия 10-15 минут
Примерный план занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе:
- · Организационный момент — 1 минута.
- · Мотивирующее начало занятия — 3 минуты.
- · Построение плана исследования, проговаривание с ребятами этапов опыта — 2 минуты.
- · Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) — 2 минуты.
- · Практическая часть работы — 6 минут.
- · Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.
Достижения ребенка четырех лет:
- - может исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
- - активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
- - с помощью взрослого используют действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.