Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8735 Педагогический долгосрочный проект «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опубликовано 17.10.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад №15»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

2023-2024 уч.год

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

2 – 3 года

СКАЧАТЬ (с фото)

 

Воспитатели:

Людмила Николаевна Балуева

Мария Олеговна Макарова

 

 

 

Добрянка, 2023

Введение

     Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.

     Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, которое является одной из основных сторон дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.

     Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в сенсорном воспитании детей, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе и в дальнейшей жизни.

     Объект исследования - условия для сенсорного развития детей дошкольного возраста, предметом деятельности является разработка и использование наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду с целью накопления у детей сенсорного опыта, обогащения их мироощущения, повышения эмоционального тонуса, активизации положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждения интересов, формирования потребностей.

     Актуальность состоит в том, что развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания, которое формирует определенное звено сенсорной культуры. Но если усвоение данного опыта ребенком происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается: поверхностным, неполноценным. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни дошкольника.

Воспитание современного ребёнка и систематическое развитие его сенсорных способностей - это приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного образования и воспитания, поскольку сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Новизна проекта.  Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня возникает необходимость использования современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий образования, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Гипотеза проекта. Если создать благоприятные условия для совершенствования деятельности органов чувств, для развития самостоятельной познавательной активности по накоплению представлений об окружающем мире, то будет расширяться кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, повышаться уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

     Цель: создание благоприятных условий для формирования и развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования традиционных и инновационных технологий.

          Задачи:

- Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей дошкольного возраста.

- Использование дидактических игр и упражнений в занятиях и применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей.

- Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Ожидаемые результаты проекта

для детей:

  • научились играть в дидактические игры;
  • формирование интереса детей к обследованию окружающих предметов;
  • вырос уровень сенсомоторного развития.

для педагогов:

  • пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом;
  • создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр;
  • создание «Картотеки дидактических игр»;
  • совершенствование компетентности педагогов в вопросах сенсорного воспитания дошкольников.

 для родителей:

  • получили методические рекомендации по развитию у детей сенсомоторных способностей;
  • научились создавать условия дома для дидактических игр и правильно подбирать их;
  • повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме;
  • проявляют интерес к дальнейшему сотрудничеству с детским садом и развитию детей.

Срок реализации проекта: ноябрь 2023 г. – май 2024 г.

Участники реализации проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители (законные представители)

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в соответствие с ФОП.

- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.

- Изучение методической литературы, интернет-ресурса, подбор материала.

- Составление перспективного плана совместных действий с детьми.

- Создание предметно- развивающей среды для работы по реализации проекта.

- Определение уровня сенсорного развития детей.

- Выявление компетентности родителей через анкетирование.

- вовлечение родителей в процесс реализации проекта.

 ноябрь

2.

Практический этап

- Реализация содержания проекта.

- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

- Ознакомление детей с дидактическими играми и упражнениями по сенсорному развитию.

Декабрь-апрель

3.

Обобщающе-результативный этап

- Итоговое собрание и анкетирование родителей по итогам учебного года.

- Подготовка аналитического отчета.

-Обобщение и распространение опыта

Апрель-май

4.

Презентация проекта

- Презентация проекта.

май

 

 

План мероприятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

 

«Физическое развитие»

1. «Принеси кеглю» (по цвету).

2. «Собери пирамидку» (Коллективная деят-ть)

3. «Обойди красную (желтую, зеленую, синюю) кеглю».

4. «Хоровод с цветными ленточками»

5. «Цветные ворота»

6. «Сортировка шариков в соответствии с цветом обруча»

7. «Светофор»

Игра

 

 

 

Подвижная игра

 

 

 

 

 

Игровое упражнение

 

«Социально-коммуникативное развитие»

1. «Что стоит у нас в группе».

2. «Посмотри вокруг и назови, что похоже на круг (квадрат, треугольник)»

3. «Чаепитие» (Сортируем стол), «Больница», «Построим автобус»

3. «Положи маленький кубик на большой», «Посади большую куклу на большой стул», «Собери природный материал по ведеркам» (листочки, камушки, песок)

Беседа

Игра

 

 

Сюжетные игры

 

 

Упражнение-игры

 

«Познавательное развитие»

1. «На какую фигуру похож предмет».

2. «Чудесный мешочек», «Сенсорные мешочки», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Полезное/вредное»

3. «Найди тень», «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя»

4. «Волшебные фигуры»

5. «Какого цвета не стало?», «Найди предмет такого же цвета» «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Какие цвета использованы?»

7. «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки», «Дальше – ближе»

8. «Собери матрешку», «Разбери матрешку», «Собери пирамидку», «Разбери пирамидку»

Беседа

Д/игра

Д/игры на развитие тактильных ощущений

Д/игры и упражнения для закрепления понятия формы

 

Презентация

Д/ игры и упражнения на закрепление цвета

 

Д/игры и упражнения на закрепления понятия величины

Д/игры на развитие восприятия, внимания, памяти

 

«Речевое развитие»

1. «Шарики воздушные – очень непослушные»

2. Чтение загадок про геометрические фигуры.

3. Разучивание потешек

4. Чтение художественной литературы: р.н.с. «Колобок», «Теремок», «Три медведя», стихи С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», А. Барто «Мяч»

5. «Чей домик?», «Что катится, что не катится?»

6. «Снежинки», «Дождик»

7. «Угадай, что внутри баночки?», «Выбери, что нравится и опиши»

 

 

8. «Колобок», «Репка», «Теремок»

Игры на развитие зрительного восприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхат.упражнения

Упражнение на развитие сенсорного восприятия (обоняния)

Обыгрывание сказок

 

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Рисование красками на темы: «Праздничная ёлочка», «Огоньки ночью», «Вкусные рисунки», «Цветок для мамочки»». Рисование на магнитной доске «Дождик».

2. «Ёлочки и грибочки», «Домик и флажки», «Курочка и цыплята»

3.Лепка «Конфеты на тарелочке», «Сладости из снега», Коллективная композиция «Земля наш дом». «Звуковые коробочки»

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования

 

Выкладывание из мозаики

 

Игра с готовыми изделиями

 

 

 

 

Д/игра

 

Работа с родителями

1. «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

2. Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка»

3. «Чем занять ребенка дома»

4. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

5. «Игрушки в жизни ребенка»

6. «Дидактическая игра в жизни вашего ребенка»

 

7. «Игры на кухне»

 

8. «Любимые игры» - фото в группе ВК

 

9. «Как развивать у ребенка сенсорные способности посредством дидактических игр и упражнений»

Анкета

 

 

 

 

 

Консультация

 

Картотека пальчиковых игр

Консультация

 

 

 

 

Буклет

 

Папка – передвижка

 

Консультация

 

Альбом в группе ВК

 

Памятка

 

Мастер-класс

 

Создание предметно - развивающей среды для работы по реализации проекта

  1. 1.    Дидактическая игра с прищепками

Задачи:

- Развивать ловкость рук и мелкую моторику;

- Закреплять знания основных цветов;

- Закреплять сенсорные навыки, пространственные представления;

- Развивать мышление, воображение, речь;

- Активизировать словарь детей.

 

  1. 2.    Дидактическая игра «Гусеница»

Задачи:

- Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, зрительное внимание, логическое мышление и память;

- Учить называть цвет и форму фигуры;

- Закреплять форму - круг.

 

  1. 3.    Дидактическая игра «Волшебные полосочки»

Задачи:

- Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие;

- Развивать творческие способности и образное мышление;

- Развивать мышление, воображение, речь.

 

  1. 4.    Дидактическая игра «Новогодняя елка»

Задачи:

- Развивать зрительную и моторную координацию;

- Совершенствовать мелкую моторику и тактильное восприятие;

- Закреплять сенсорные навыки, пространственные представления;

- Развивать мышление, воображение, речь;

 

  1. 5.    Дидактическая игра «Тактильные дощечки»

Задачи:

- Обогащать активный словарь детей новыми словами;

- Развивать у детей память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук;

- Учить находить точные слова для определения новых ощущений.

 

 

  1. 6.    Фетровая книга «ВОЛШЕБСТВА»

Задачи:

- Воспитывать любознательность, стремление к познанию;

- Формировать сенсорные представления детей младшего возраста о внешних свойствах предметов (форма, цвет, величина);

- Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, двигательное.

 

  1. 7.    Дидактическая игра «Мозаика»

Задачи:

- Формировать у детей восприятие цвета;

- Учить детей группировать детали по цвету;

- Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, мышление.

 

 

  1. 8.    Дидактическая игра «Сенсорные мешочки»

Задачи:

- формировать представления о внешних свойствах предметов;

- обогащать словарный запас детей по содержимому мешочков: «горох», «гречневая крупа», «рис», «бусенки», «макароны»;

- формировать умение соблюдать в игре правила культурного поведения, продуктивно участвовать в совместной деятельности, усидчивость, терпение;

- развивать зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику.

 

  1. 9.    Дидактическая игра «Баночки с секретом»

Задачи:

- обогащать вкусовые ощущения,

- развивать память, умение определять нужный способ для опознания предметов;

- обогащать словарь детей.

 

Консультации для родителей

  1. 1.    «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Разработана дляповышения компетенции родителей в подборе дидактических игр направленных на развитие сенсорных эталонов у детей в домашних условиях.

  1. 2.    Буклет «Игрушки в жизни ребенка»

Обогащение знаний у родителей об игрушках, как средствах всестороннего развития ребёнка.

  1. 3.    Картотека пальчиковых игр «Чем занять ребенка дома»

Познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и развивающими играми, направленными на развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.