Опытно-экспериментальная деятельность в рамках проекта «Автопарк»
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в том числе и формированию безопасного поведения на дороге.
В нашей группе «Калинка» среднего возраста, проходил проект «Автопарк». В рамках реализации это проекта, мы выявили объём знаний детей, их интересы и пожелания, определили перспективу (план-паутинку) организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал). Но мы столкнулись с трудностями планирования опытно-экспериментальной деятельности
Что можно предложить ребятам интересное по данной теме?
Эксперимент «Гололед»
Цель: познакомить детей с понятиями «гололёд», «гололедица».
Оборудование: речной песок, соль каменная, лед.
Ход познавательно-исследовательской деятельности:
Одной из проблем, возникающих зимой, является гололед. Это явление очень опасно для всех участников дорожного движения, в том числе и пешеходов.
-Детям предлагается подумать, как сделать скользкие зимние улицы города безопасными и для машин, и для пешеходов?
-Может быть нам его растопить? (дети рассуждают). Но где набрать столько горячей воды?
-Тогда может быть расколоть? (дети рассуждают). Это трудно сделать во всем городе, дорог ведь очень много.
Что же делать?
-А вот если посыпать лед – это хорошо. Наверное, вы видели, что дороги действительно посыпают?
А чем же лучше посыпать? (песок) (дети рассуждают)
Хотите поэкспериментировать? (ответы детей)
Предлагаем детям самим определить, что же поможет нам справиться в зимний период со льдом на улицах города.
Мы поместили лед на три подноса. Посыпали лёд на одном подносе речным песком- лёд остался целым. На втором подносе посыпали лёд солью. И он стал таять! Значит, в соли есть что-то, чего нет в песке. А на третьем подносе, лед не посыпали - он медленно таял в комнатной температуре от тепла.
Вывод: Мы увидели, что быстрее всего тает лед от соли, так как соль разъедает частицы льда, превращая их в воду.
Эксперимент «На старт, внимание, марш!»
Цель: знакомство с принципом работы реактивного двигателя.
Оборудование: Реактивная машинка на воздушном шаре, насос, инерционная машина.
Ход познавательно-исследовательской деятельности:
1. Дети рассматривают машинку инерционную.
-Автомобиль- транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров. Давайте представим себе обычную тачку, и задумаемся, — она сама двигается или нет?
- Конечно же, нет, ее толкает человек за специальную ручку. У нее нет двигателя, мотора.
- Правильно, нет. Самоходная машина – это такая машина, которая двигается (приводится в действие) с помощью двигателя. Автомобиль сложный механизм, состоит из отдельных деталей, механизмов.
2. Воспитатель достает машинку с воздушным шариком и шарики. Дети берут шарики и надувают. Воспитатель спрашивает:
-Что произойдет с шариком если его отпустить? (Он взлетит и сдуется)
Делает вместе с детьми опыт с шариком и побуждает детей к анализу: когда из шарика выходит воздух – шарик падает. Дети надувают и наблюдают, что происходит.
-А теперь давайте посмотрим машинку с шариком. Движение машины осуществляется с помощью надувания воздушного шарика. Для того, чтобы запустить машинку - шарик нужно надеть на специальное отверстие и накачать насосом. При движении машины, Воздух выходит из шарика, и она двигается.
3. Воспитатель предлагает провести соревнования между машинками инерционной и с воздушным шариком. Побеждает та машинка, которая дальше всех проедет.
Вывод: когда из шарика выходит воздух машина двигается вперед. Струя воздуха, вырывающаяся из шарика после того, как его надули и отпустили, толкает его в противоположном направлении- она оказалась быстрее.
Эксперимент «Фликер- наш друг»
Цель: познакомить детей со свето-возвращающими элементами.
Ход познавательно-исследовательской деятельности:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о безопасности. Мы живём в большом городе, где много улиц и машин. Давайте вспомним правила пешехода:
- Переходить улицу только по пешеходному переходу или на зелёный сигнал светофора;
- Переходя улицу, надо посмотреть налево, дойти до середины дороги, а потом посмотреть направо, убедиться, что машины тебя пропускают и продолжить переходить дорогу.
- Не играть на проезжей части.
- Ребята, когда мы идем в темное время суток, то мы замечаем такую особенность – все дорожные знаки светятся в темноте. Почему они светятся? (выслушать ответы детей)
- Светятся они потому, что знаки и дорожные заграждения покрыты светоотражающей краской.
- Ребята, а что помогает водителям видеть в темноте? (Ответы детей).
- Водители включают фары автомобиля для освещения т пути. Дорожные знаки ярко светятся в лучах автомобильных фар, и водитель видит их издалека.
-Безопасно ли пешеходам ходить по тёмным улицам? (Ответы детей)
-Чтобы пешеходам было безопасно ходить в тёмное время суток, в дождь, туман, в зимнее время, есть специальные помощники - фликеры.
Фликеры - это свето-возвращающие элементы, которые отражаются в свете фар автомобиля и позволяют водителю увидеть пешехода (велосипедиста) в темное время суток. Свет фар, попадая на специальную поверхность фликера, преломляется и почти полностью отражается обратно в сторону автомобиля. Пешеход, имеющий фликер, заметен на расстоянии 150 метров.
Мы проверим светоотражающий эффект фликеров из разных материалов.
Разместили их на разное расстояние с разными фликерами от освещенных фар. Фликеры из разных материалов отражают свет по- разному.
Вывод: при выборе свето-возвращающего элемента надо учитывать материал, из которого он изготовлен и цвет: лучше покупать фликеры светлого или лимонного цветов. Они лучше отражают свет. Красные и розовые - это не светоотражатели, а лишь яркие сувениры.
Эксперимент «Резина и ее свойства»
Цель: формировать представление детей о резине и ее свойствах.
Ход познавательно-исследовательской деятельности:
Из резины изготовляют шины для автомобилей, велосипедов, воздушные шары, надувные и резиновые игрушки, шланги для воды, резинки в вашей одежде, ластики, резиновую обувь и много другое.
Резина — это всем знакомый, широко распространенный материал. Раньше резину получали из сока дерева Гевея, этот сок называется каучук. Растет это дерево в Южной Америке.
Гевея – это высокое дерево высотой с пятиэтажный дом. С густой кроной и плотными листьями. В стволе этого дерева бежит белый млечный сок. Когда дерево достигает 10-12 лет, на его стволе делают надрез и сок стекает по стволу вниз. Сок собирают в специальные емкости . Застывая на воздухе, сок становится густым и тягучим, как жевательная резинка. Его называют каучук. Каучук отвозят на фабрики , где делают различные резиновые изделия, так нужные людям!
Резина – очень нужный материал для людей. А какие у резины свойства мы с вами проверим.
Опыт №1
Воспитатель: изучим резину на цвет. Какая она бывает?
Дети: Белая, черная, желтая, синяя.
Вывод: Резина может быть разноцветной, разного цвета.
Опыт №2
Воспитатель: у каждого материала есть свой запах. Какой же запах у резины?
Дети: нюхают резину.
Вывод: имеет свой запах – запах резины.
Опыт №3
Воспитатель: Проведите рукой по поверхности резины. Какая она на ощупь?
Дети: Гладкая, шелковистая, не шершавая. А вот шины велосипедов наоборот шершавые.
Вывод: Значит у резины может быть разная поверхность.
Опыт №4
Воспитатель: наполним шарик водой с помощью лейки. Что происходит с резиной?
Дети: Шарик не рвется.
Воспитатель: почему?
Вывод: Резина не рвется, потому что она прочная.
Опыт №5
Воспитатель: Сожмите салфетку в кулак. Откройте кулак. Что произошло с салфеткой?
Дети: Салфетка смялась.
Воспитатель: Попробуйте сжать резину в кулак. Откройте кулак. Что случилось с резиной?
Дети: Она разогнулась, распрямилась.
Вывод: это свойство резины называется упругость.
Опыт №6
Воспитатель: Порежьте кусочки резины. Что происходит?
Вывод: Резина хорошо режется.
Опыт №7
Воспитатель: Следующий опыт. Воспитатель показывает резиновую перчатку. Что это такое? Из чего она сделана?
Дети: это резиновая перчатка.
Воспитатель: что мы можем проверить, с ее помощью? Давайте оденем перчатку на руку и опустим ее в воду. Какая стала перчатка?
Дети: Мокрая.
Воспитатель: А теперь выньте руку из перчатки. Она какая?
Дети: Сухая.
Воспитатель: почему?
Вывод: Резина не промокла, она непромокаемая.
Опыт №7
Одна из главных характеристик шин – рисунок протектора -это рисунок на шине, который непосредственно соприкасается с дорожным полотном. Для каждого вида транспортных средств предназначены разные шины (канавки хорошо отводят воду, а блоки увеличивают проходимость машины).
Воспитатель: Давайте посмотрим рисунки протекторов ваших образцов и для этого мы покрасим их и перенесем на бумагу.
Эксперимент «Стекло»
Опыт 1. Прозрачное – непрозрачное
Если вы через стекло видите все, что вас окружает, то стекло какое? (Прозрачное) А какие еще стекла бывают? Найдите непрозрачное. Чем эти стекла отличаются?
Вывод: через прозрачное стекло все видно
Опыт 2. Что будет, если подышать на стекло?
Приблизите стеклышко ко рту и подышите на стекло теплым воздухом. Что случилось со стеклом? Оно стало мутным. Это мелкие капельки воды от вашего дыхания осели на стекле. Можно что – то рассмотреть через это стекло? Как вернуть стёклышко прежний вид?
Вывод: от дыхания стекло мутнеет и перестает быть прозрачным, но его можно протереть и оно опять станет прозрачным
Опыт 3. Зеркальное – незеркальное.
(показываю детям стекло от солнцезащитных очков) Посмотрите, в этом стекле я вижу свое отражение. На что похоже это стекло? Найдите еще такие же стекла. Чем эти стекла отличаются от обычных цветных прозрачных пластинок?
Вывод: есть стекла с зеркальным покрытием, они, как зеркало, нас отображают
Опыт 3. Как изменится мир, если смотреть через цветное стекло.
Почему не разрешается водителям тонировать лобовое стекло в машине?
Посмотрите через прозрачное стекло и голубое стеклышко. Какого цвета стал город? Почему? А если посмотреть на светофор? Что вы увидели?
Вывод: все вокруг становится таким же цветом, как и стекло и это ухудшает видимость водителю.
Эксперимент «Тормозной путь».
Цель — выяснить, зависит ли тормозной путь автомобиля от состояния дороги (сухая, мокрая).
На полу чертится мелом полоса, игроки (машинки) становятся на полу и пытаются скользить по нему до «пешеходного перехода». Затем пол мочится водой. Дети осторожно скользят по мокрому полу.
Вывод: сравнивается результат. По мокрому полу тяжело тормозить.
Эксперимент «Удерживающее устройство».
Цель — выяснить, для чего необходимо в автомобиле пользоваться удерживающими устройствами.
На стул (удерживающее устройство) посадили куклу, ребёнок перемещает стул и резко останавливает его. Кукла падает. Затем куклу привязывают к стулу лентой и повторяют движения. Кукла остаётся сидеть на стуле.
Вывод: удерживающее устройство не позволяет человеку упасть, тем самым спасает его от травм.
Эксперимент «Движение»
Цель: дать детям непосредственно и более ярко почувствовать необходимость правил дорожного движения.
Нескольким детям предлагается с завязанными глазами передвигаться по залу. Что вы испытали, когда двигались? (ответы участников) Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария)
Вывод: участникам дорожного движения не попасть в аварию помогает знание правил дорожного движения.