Мищенко Галина Николаевна
МАДОУ МО г.Краснодара "Детский сад Комбинированного вида №113",
город Краснодар, Краснодарский край
Воспитатель
Интегрированная НОД по экологии в подготовительной группе «Кругосветное путешествие»
НОД (Интегрированная образовательная область) "мир природы", "познание", "социализация", "художественное слова"
Тема: "Кругосветное путешествие".
Цель: уточнить представления о Солнечной системе, рассказать об уникальности Земли (на Земле есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, тепло) ; Земля - это дом для всех людей, которые любить, не разрушать, содержать в чистоте; дать представления о жизни разных регионах Земли; рассказать о Мировом океане; дать представления о том, что люди живут в разных местах на суше, но только там, где есть пресная (питьевая) вода, и что это все необходимо беречь для последующих поколений.
Оборудование: карта солнечной системы, модели планет солнечной системы, глобус, дикие животные (животные севера, пустыни, тайги, лесов, ковёр, цветная бумага, ткань, кукла инопланетян.
Вводная беседа.
Воспитатель демонстрирует на знании карты Солнечной системы.
- Что изображено на карте Солнечной системы?
- Что такое Солнце?
- Сколько планет вращается вокруг Солнца? Назовите их.
- Что такое Луна? Где вращается она?
- Какая планета получает меньше тепла? Почему?
Воспитатель поясняет : чем ближе орбита планеты к Солнцу, тем больше солнечного тепла на нее попадает, тем на ней теплей.
Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней достаточно тепла, но не так жарко, как на Венере. На Земле может быть холодно, но не так, как на более удаленных от Солнца планетах.
Игра-моделирование "Солнечная система".
Цель игры: в игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе.
- Как называется модель Земли?
- Какова форма Земли?
Земля - это сверкающий голубой шар. (Воспитатель показывает глобус). Голубой - потому что большая часть планеты занята морями и океанами. Белый цвет- это снежные полюса. Зеленый цвет - это растительность на нашей планете, леса. Из космоса также видны горы и пустыни. Наша Земля очень красива. Земля потому такая красивая, что она живая: на ней обитают люди, животные, растут растения. Все они могут жить на Земле, так как есть для этого условия: пресная вода, достаточное количество пищи, есть воздух для дыхания, тепло и свет.
Игра "Покажи на глобусе".
Цель игры: закреплять знание цветовой гаммы на глобус - что каким цветом обозначается. Выяснить знания детей о том, кто живет в водах океана, в лесах. кто населяет жаркие африканские пустыни.
Телеграмма от инопланетян.
Раздается стук в дверь. Воспитатель зачитывает детям телеграмму инопланетян, которые хотят познакомится с обитателями Земли. Детям предлагается изобразить различных животных, живущих в разных местах планеты. Дети изображают зверей, живущих в Арктике и Антарктике, зверей леса и пустыни, обитатель водоемов. Дети располагаются затем по кругу - это планета.
Вверх и вниз (на полюсах Земли) - белые медведи пингвины. В середине (океан) - морские обитатели, Слева и права - жители тайги, тропических лесов, пустынь. Все эти точки (экологические ниши Земли) обозначаются на коврике картинами, цветной бумаги, тканью.
Кругосветное путешествие.
Воспитатель предлагает детям подумать о том, что они будут рассказывать инопланетянам о животных Земли. Вводит в игру новое действующее лицо : куклу- инопланетянина. Вмести с ним дети садятся на "ковер - самолет" и начинают облет Земли. " Инопланетянин" общается с различными жителями Земли (животными, которых изображают дети, которые рассказывают о том месте, где они обитают.
Воспитатель помогает детям рассказывать, называть самые характерные особенности условий жизни.