Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7346 Конспект занятия по развитию речи в детском саду на тему «Осень наступила». Старшая группа

Опубликовано 14.09.2022

Байчурина Юлия Растямовна

   Воспитатель
МБДОУ Детский сад №3
г. ТАГАНРОГ


Конспект занятия по развитию речи в детском саду на тему «Осень наступила». Старшая группа

 

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Цель:​ учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;
продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;
5. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.
Оборудование:
- картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)
- сюжетные картинки для составления рассказов
- мяч
- осенние листья

Ход занятия 
Приветствие с движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, небо!​ (руки вверх)
Здравствуй, солнце!​ (руки над головой, описать большой круг)
Здравствуй, земля!​ (плавно опустить руки на пол)
Здравствуй, планета Земля!​ (описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья!​ (все ребята берутся за руки и поднимают их в верх).
Предложить детям отгадать​ загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто...​ (листопад)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный...​ (дождь)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду...​ (лужи)

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...»​ (осень)

-Ребята, о каком времени года загадки?​ (Об осени).
- Назовите месяца осени.​ (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, а чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, обозначим план рассказа!
Сначала расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
- А кто еще знает признаки наступления осени?
Осенью часто идут дожди.
Бывают первые заморозки.
Листья желтеют.

- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».

Игра с мячом
Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
- Листья осенью​ (что делают?)​ –
Листья осенью желтеют и опадают.
- Дождь осенью​ (что делает?)​ –
Дождь осенью моросит, идет.
-Урожай осенью​ (что делают?)​ –
Урожай осенью убирают.
- Птицы осенью​ (что делают?)​ —
Птицы осенью улетают.
- Деревья осенью​ (что делают?)​ —
Деревья осенью роняют листья.
- Звери осенью​ (что делают?)—
Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим​ (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели​ (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели​ (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял​ (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели​ (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки.​ (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения.​ (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю вам поиграть в игру:
Релаксация «В осеннем лесу»
Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном осеннем лесу. Вы оглядываетесь вокруг. Под ногами шуршат листья. Вы вдыхаете свежий воздух и аромат природы. Деревья, словно в праздничном наряде из разноцветных листьев. Вы собираете осенний букет.

- Какие чувства вызывала у вас «прогулка» по осеннему лесу?
Радость.
- Почему?
Потому что ранней осенью в лесу красиво.
- А еще, ребята осенью бывает такое явление как листопад. Устроим листопад?
Да.

Дыхательная гимнастика «Листопад»
Раздать детям осенние листья и объяснить, что такое листопад. Предложить детям подуть на листья так, чтобы они полетели. Получился листопад. Повторить несколько раз.

- Скажите, ребята, о каком времени года мы говорили?
Мы говорили об осени.
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Да
Тучки солнце закрывают?
Да
Холодный ветер прилетает?
Да
Ну а птицы гнезда вьют?
Нет
А букашки прилетают?
Нет
Звери норки закрывают?
Да
Урожай все собирают?
Да
Птичьи стаи улетают?
Да
Часто-часто льют дожди?
Да
Достаем ли сапоги?
Да
Солнце светит очень жарко?
Нет
Можно детям загорать?
Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Да

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.