Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7355 Статья: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Опубликовано 16.09.2022

Михнюк Елена Николаевна

МБДОУ ЦРР-д/с "Соловушка"

Сургутский район, пгт Белый Яр

 

Статья: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

 

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Согласно многочисленным исследованиям, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книгам другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер - поэтому моя роль как педагога заключается в том, чтобы заинтересовать дошкольников, вызвать у них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность порассуждать, «пофантазировать». Учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение самостоятельно мыслить.

В дошкольном возрасте детстве речь ребенка приобретает новые качественные характеристики. Наряду с быстрым ростом словарного запаса происходит практическое овладение более сложными формами предложений, грамматической структурой родного языка. На это положительно влияют знакомство с окружающей средой, с природой, занятия по развитию речи, подготовка к грамоте, организованные игры (словесные, повествовательные, театрализованные). В процессе познания окружающей среды дети приобретают систематизированные знания о причинно-следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментов. Однако для того, чтобы эти знания и представления отразились в овладении грамматическим строем, необходимы творческие задания, требующие применения полученных знаний в языковой или игровой деятельности (рассказы, ребусы, игровые действия).

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся использовать грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, пользоваться средствами художественной выразительности речи и ее грамматическими средствами. Художественная литература является мощным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи, эмоций и воображения ребенка. В рассказах дети учатся краткости и точности слова, в стихах улавливают музыкальность, мелодичность и ритмичность русского языка.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без которой невозможна школьная успеваемость. Кроме того, одним из приоритетных направлений нашего детского сада является «Формирование коммуникативных навыков у детей».

При ознакомлении дошкольников с произведениями художественной литературы используются следующие методы и приемы:

-       чтение художественной литературы, т.е. дословная передача текста.

-       рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

-       инсценировки по прочитанным произведениям.

Дидактические игры – отличный способ закрепить знания детей в процессе изучения художественной литературы.

Для закрепления прочитанных работ детям предлагается нарисовать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, а затем организовать выставку работ. За счет использования разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой повышается интерес ребенка к книге.

При чтении художественной литературы обязательно используются наглядные методы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации).

В результате тесной работы с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста формируются следующие умения:

-       использовать, в зависимости от контекста, краткую или расширенную форму высказывания

-       активное использование различных способов соединения слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания при соблюдении его структуры (начало, середина, конец)

-       умение самостоятельно составлять разные виды текстов: (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения

-       умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, рассказы, басни, загадки и др.

Обдуманное и систематическое использование художественной литературы в работе со старшими дошкольниками способствует наиболее эффективному развитию у них связной речи.