МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №2» |
Педагогический проект группы компенсирующей направленности «Использование элементов логоритмики и театрализации в логопедической работе с детьми с ТНР 5-7 лет. «Живые сказки» по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Составитель: учитель - логопед Горохова Е.А. |
2022 год
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
(Л.С. Выготский)
Введение
Логопедическая ритмика - это методика, опирающаяся на связь слова,
музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкальнодвигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Решать проблемы речевых нарушений эффективно помогает использование элементов детской театрализованной деятельности. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому как ребёнок учится вместе с героями переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Беря на себя роль какого-нибудь героя, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, учится оценивать его поведение и отношение к окружающим, принимает собственное решение. Театрализованная деятельность на логопедических занятиях создает оптимальные условия для коррекции речевых нарушений у детей и повышения мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Проект «Живые сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проблема и ее актуальность:
На сегодняшний день специалисты отмечают многообразие форм речевой патологии, которые имеют различную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и качественное изменение логопедического контингента. У многих детей речевая патология имеет недифференцированный, мозаичный характер, и сочетается с недостатками в перцептивной, двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности ребенка.
Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы это не переросло в комплекс, следует создать условия для внутреннего комфорта, раскованности, раскрепощенности воспитанников.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через включение в коррекционно – образовательный процесс инновационных, динамических методов взаимодействия участников образовательного процесса. Средством служат логоритмическая и театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение, декламация, логоритмические и театрализованные игры приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.
Проект базируется на общепедагогических принципах:
- гуманно-личностного подхода – реализуется путем формирования отношения к себе, окружающим миру;
- содружества и сотрудничества взрослых и детей;
- единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
- уважительного отношения к личности;
- диалогичности и сотрудничества.
При разработке занятий были использованы требования ФГОС ДО и СаНПиН, где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательной деятельности с оздоровительной направленностью (общеразвивающие упражнения, работа над развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа).
Краткое описание проекта:
Цель: Повышение эффективности логопедических занятий и, как следствие всестороннее развитие речи посредством использования элементов логоритмики и театрализации, создание необходимого двигательного режима и положительного настроя в режимных моментах.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- развивать фонематическое восприятие и фонематические представления; - вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью; - обобщить и закрепить знания детей по лексическим темам с помощью логоритмических игр и упражнений; - познакомить детей с произведениями малого фольклёрного жанра, сказками, стихами; - развивать навыки действий с воображаемыми предметами, - развивать умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой; - пополнять словарный запас; - развивать связную речь, дикцию, активизировать речевую деятельность;
Коррекционно-развивающие:
- развивать дыхание, голос;
- развивать слуховое внимание и память;
- развивать и совершенствовать основные психомоторные качества (статической и динамической координации, переключаемость движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Коррекционно - воспитательные: - формировать активную позицию (желание брать на себя роль, понимание необходимости добрых отношений между людьми, героями сказок; - способствовать формированию у детей готовности прийти на помощь, противостоять злу;
- воспитывать культуру поведения и общения.
Описание продукта, полученного в результате проекта: Итоговое мероприятие: «Живая сказка» (открытое мероприятие для родителей), Консультации для родителей «Ритмодекламация»; «В стране детских игр». Картотеки: «Веселые ритмы»; «Стихотворения с движением»; «Логоритмические игры и упражнения»; «Театрализованные игры для дей 5-7 лет»; «Логоритмические и пальчиковые упражнения по темам недели в старшей группе». Папка-передвижка «Упражнения-этюды»
Вид проекта Долгосрочный проект проект (сентябрь - май), познавательный, творческий.
Состав участников дети, родители, учитель-логопед.
Обеспечение проекта:
- Книги, мультфильмы, презентации, презентации, музыкальное сопровождение.
- Картотеки логоритмических и театрализованных игр.
- Иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам, закличкам.
- Цветные карандаши, цветная бумага, клей, гуашевые краски, акварель, восковые мелки, пластилин.
- Различные виды настольных театров.
- Костюмы, атрибуты для театрализации.
Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
- Владеют расширенным словарным запасом;
- Владеют навыками продуктивной деятельности
- Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- Пользуются выразительными средствами речи.
- Имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
- Способны выражать эмоции, поддерживать диалог.
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности группы.
Для педагогов:
- Пополнение методической «копилки» картотеками, методическими материалами.
- Самореализация, моральное удовлетворение.
План реализации проекта.
Этапы проекта |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1 этап – подготовительный
|
определение цели, задач, темы проекта; изучение методической литературы по данной теме, определение методов и приемов, выбор оборудования и материала, место проведения занятий, информирование родителей о предстоящем проекте. |
1-2 неделя сентября |
Учитель - логопед |
2 этап – организационный
|
организация проектной и исследовательской деятельности (разработка перспективного плана реализации внедрения элементов логоритмики и театрализации в коррекционно - образовательный процесс), диагностика уровня речевого развития обучающихся; анкетирование родителей. |
3-4 неделя сентября |
Учитель - логопед |
3 этап – основной
|
включение логоритмических и театрализованных упражнений, игр в фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия учителя – логопеда, в соответствии с лексической темой и во время режимных моментов; драматизация сказки подбор еженедельных рекомендаций для воспитателя с добавлением логопедических и театрализованных игр, работа с родителями (изготовление атрибутов, книжек – малышек: «Моя любимая сказка») |
Октябрь - май |
Учитель - логопед |
4 этап – заключительный |
анализ результатов работы по проекту с помощью диагностических методик, проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы, подведение итогов реализации проекта; продукт проекта: интегрированное занятие: «Живая сказка. |
май |
|
Приложение 1:
Анкета для родителей
«Театрализованная деятельность дошкольников»
Фамилия и имя Вашего ребёнка ___
1. Знаете ли Вы, как организовать театрализованную
деятельность в семье?
а) да; б) нет. в) не знаю;
г) Ваш вариант ответа
2. Достаточно ли Вам этих знаний?
а) знаний достаточно;
б) знания есть, но мало;
в) знаний нет совсем.
3. Хотите ли Вы больше узнать о том, как организовать
театрализованную деятельность с детьми в
домашних условиях?
а) да; б) нет.
г) Ваш вариант ответа
4. Устраиваете ли Вы дома театрализованные
игры и представления?
а) да; б) нет.
в) Ваш вариант ответа
5. Посещаете ли Вы со своим ребенком театры?
а) да; б) нет.
в) Ваш вариант ответа
6. Рассказывает ли ваш ребенок о том, как
проходит подготовка к мероприятиям в детском саду?
а) да; б) нет.
г) Ваш вариант ответа
7. Как ведет себя ребенок дома перед выступлением?
а) с интересом ожидает предстоящее выступление;
б) нервничает, переживает;
в) равнодушен;
г) Ваш вариант ответа
8. Хотелось бы Вам участвовать в театральных
постановках вместе с детьми в детском саду?
а) да; б) нет.
г) Ваш вариант ответа
9. Какой вид театра Вам нравится больше всего?
• Кукольный___ • Настольный___
• Театр теней___ • Театр марионеток___
• Оперы и балета___ • Театр музыкальной комедии___
• Другой ___
10. Ваши пожелания относительно театрализованной
деятельности с детьми, организуемой в дошкольном
образовательном учреждении___
Спасибо за сотрудничество!