Исследовательский проект на тему
«Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Автор: Быстрова Е.Г. инструктор по физической культуре 1 квалификационной категории
Проект по теме: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом».
Актуальность проекта
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений.
Исследованием особенностей развития психофизических качеств у дошкольников занимались педагоги Е.Н. Вавилова, В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова, М.Ю. Кистяковская и другие.
Специалисты В. А. Степаненкова, Ф. Фребель, Д. В. Хухлаева указывают, что в области физического воспитания детей дошкольного возраста, гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания, умственной деятельности детей.
Все больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшение работы по физическому воспитанию в детских садах, созданием педагогических условий жизни. Но в то же время у человека наблюдается сокращение двигательной активности.
Н. А. Бернштейн считает, что огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
У детей дошкольного возраста особенно важно сконцентрировать внимание на развитии ловкости, так как именно на этапе дошкольного возраста закладывается фундамент его будущей жизни. Е. Н. Вавилова, В. И. Усаков, Д. В. Хухлаева считают, что развитие ловкости значительным образом влияет на развитие умственной деятельности ребенка.
Осокина Т. И. полагает, что ловкость –способность быстро перестраивать двигательную деятельность соответственно возникающим по ходу деятельности неожиданным условиям и овладевать новыми движениями.
По мнению Матвеева Л. П. ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Проанализировав состояние работы в дошкольных учреждениях, мы убедились, что развитию ловкости детей дошкольного возраста в практике физкультурно-оздоровительной работы уделяется недостаточно внимания. Возможно, это связано с педагогическими условиями дошкольных учреждений, которые обеспечивают целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценным для этого можно представить игровой метод, который обладает признаками, характерными для игр в физическом воспитании.
Миронова Р. М. отмечает, что игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств: ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу.
Согласно взглядов Кузнецова В. С., Филлиповой С. О., Холодова Ж. К., Пономарева Г. Н., Осокиной Т. И., Запорожца А. В., Ефименко Н. Н., Сидоровой Т. Б., Аркина Е. Н., Пензулаевой Л. И., Ториева А. Ш., Ерастовой А. П., Лесгафта П. Ф. игровые упражнения и подвижная игра с мячом является эффективным средством развития ловкости, так как отвечает возрастным психофизиологическим особенностям и потребностям детей; играет важную роль в формировании личности ребенка.
Для выявления особенностей ловкости у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование, которое выявило уровень развития ловкости детей.
В своей исследовательской работе мы использовали методику М. А. Руновой, которая включала тесты на определение уровня развития ловкости:
1. тест «Челночный бег» 3×10 м.;
2. тест «Подбрасывание и ловля мяча;
3. тест «Отбивание мяча от пола».
Количественно-качественная обработка результатов проводилась на основе показателей оценки Шорина Г. А.
Итак, процент детей среднего уровня, составил 41%. Дети среднего уровня характеризуются тем, что ловкость как психофизиологическое качество развито у части детей, они справляются с координационной нагрузкой двигательной задачи, но допускают ошибки при выполнении этой задачи, выполняя лишние движения. У детей присутствует интерес к манипуляциям с мячом.
Дети, которых мы отнесли к низкому уровню 59% характеризуются тем, что допускали много ошибок, хотя интерес к манипуляциям с мячом тоже присутствовал, дети не смогли справиться с нагрузкой координационных движений, прибавляя лишние, что повлияло не хорошо на качество выполнения задания.
Выводы, сделанные на основе результатов диагностики, позволяют строить работу по развитию ловкости.
Проект включает в себя работу по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и педагогами, что способствует формированию углубленных знаний о мяче и совершенствованию умений и комбинаций с ним.
Сроки реализации: 6 месяцев, с октября 2014 г. по март 2015 г.
Игровые упражнения и подвижные игры с мячом рассчитаны на 2 раза в неделю во вторую половину дня в течение шести месяцев подгруппами по 5 или 10 детей от 10 до 15 минут.
Требуемая сумма: 17320 руб.
Описание проекта
В проекте приняли участие 25 детей шестого года жизни: 13 мальчиков и 12 девочек, посещающих МДОУ детский сад № 28 «Туяна» п. Усть-Ордынский.
Цель: разработать педагогические условия, включающие этапы и условия развития ловкости в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: ловкость детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре с мячом.
Предмет исследования: педагогические условия развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. Предположение, что развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:
- систематическое включение подвижных игр и игровых упражнений в работу с детьми старшего дошкольного возраста;
- специальное оборудование: мячи различного диаметра и вида, массажные мячи, обручи, теннисные ракетки и мячи, сетка, кегли.
- работа с родителями, педагогами по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Определить содержание, этапы развития ловкости детей шестого года жизни.
- Разработать условия, обеспечивающие успешную реализацию экспериментальной обучающей работы по развитию ловкости детей шестого года жизни в педагогическом процессе.
- Оценить эффективность проектной работы.
Разделы проекта:
ü Работа с детьми
ü Работа с родителями
ü Работа с педагогами
Работа ориентирована на старшую возрастную группу.
I этап. Подготовительный.
- Изучение специальной литературы и составление перспективного плана работы по развитию ловкости детей старшего дошкольного возраста, разработки картотеки игровых упражнений и подвижных игр.
- Проведение консультации с родителями на тему «Как организовать игры с мячом дома; оформление информационного стенда «Развиваем ловкость»; организация Дня открытых дверей.
- Пополнение предметно-развивающей среды в старшей группе: мячи различного диаметра.
II этап. Основной.
1 стадия – Базовые операции с мячом.
Работа с детьми: игровые упражнения и подвижные игры.
Работа с родителями: Оформление папки-раскладушки индивидуальная работа, мастер-класс, оформление выставки рисунков, консультации,
проведение развлечения.
Работа с педагогами: приобретение и изготовление, создание картотеки подвижных игр и упражнений с мячом, консультации, создание мини-музея.
2 стадия – Углубленное разучивание действий с мячом.
Работа с детьми: игровые упражнения и подвижные игры.
Работа с родителями: оформление семейного альбома, рекомендации по
чтению художественной литературы с присутствием мяча, сочинение
рассказа или сказки о мяче, оформление стенда, родительское собрание, анкетирование, спортивное развлечение, консультации.
Работа с педагогами: изготовление схем и атрибутов к подвижным играм, мастер-класс, выставка литературы, методические рекомендации, создание банка мероприятий: сценариев праздников, досугов, открытые показы воспитательно-образовательного процесса.
3 стадия – Совершенствование действий с мячом.
Работа с детьми: игровые упражнения и подвижные игры.
Работа с родителями: анкетирование, круглый стол, подбор статей о развитии ловкости старших дошкольников, создание папки с информацией, демонстрация семейного опыта через фотопрезентации, создание портфолио, спортивный досуг.
Работа с педагогами: составление сборника рассказов детей об играх с мячом, монтаж фильма, включение подвижных игр с мячом во все виды детской деятельности, отбор диагностического инструментария.
III этап. Заключительный.
Мониторинт результатов проекта.
Перспективный план работы по развитию ловкости детей
шестого года жизни
Ста- дия |
Работа с детьми. Подвижные игры и игровые упражнения. |
Работа с родителями |
Работа с педагогами |
I |
1. С руки на руку. 2. Подбрось-хлопни-поймай. 3. Вокруг шеи. 4. Вокруг туловища. 5. По ногам (можно сидя). 6. Вокруг ног. 7. Под ногой. 8. Бросок под ногой. 9. Подбрось-поймай. 10. Повороты рук. 11. Массируем ножки. 12. Между стоп. 13. Сбей кеглю. 14. Брось за флажок. 15. Вратарь. 16. Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг. 17. Справа, слева, впереди в обруч точно попади. 18. Мяч о стенку. 19. Гол в ворота. |
1. Консультация «Как организовать игры с мячом в семье?». 2. Оформление информационного стенда «Развиваем ловкость». 3. Открытый просмотр организации подвижных игр на развитие ловкости в течение дня (День открытых дверей.) 4. Оформление папки-раскладушки «История мяча». 5. Индивидуальная работа с родителями детей, имеющих проблемы в развитии ловкости. 6. Мастер-класс «Игры с мячом». 7. Оформление выставки рисунков «Я дружу с мячом». 8. Консультация «Подвижная игра в развитии ловкости детей 5-6 лет». 9. Оформление папки-передвижки «Разновидности мяча». 10. Оформление стенда с фотографиями «Виды спорта». 11. Проведение развлечения «Мой веселый звонкий мяч». 12. Оформление папки-раскладушки «Загадки о мяче». |
1. Приобретение литературы по вопросам развития ловкости. 2. Приобретение и изготовление атрибутов для подвижных игр. 3. Включение вопроса организации работы по развитию ловкости в планы самообразования педагогов. 4. Создание картотеки подвижных игр с мячом. 5. Консультация «Использование разнообразных атрибутов в подвижных играх». 6. Создание мини-музея «Наш веселый звонкий мяч». 7. Мастер-класс «Игры с мячом». 8. Консультация с применением презентации «История мяча». 9. Рисование с детьми рисунков на тему «Как я играю с мячом». 10. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч…». 11. Беседа «Разновидности мячей». |
II |
|
семейного альбома «Как мы играем в мяч дома».
рекомендации с описанием подвижных игр с мячом.
чтению художественной литературы с присутствием мяча в произведении.
рассказа или сказки о мяче.
стенда «Что должен уметь ребенок шестого года жизни по физическому воспитанию».
собрание «О здоровье всерьез».
Родителей «Как вы играете с ребенком дома?».
развлечение «Веселый стадион».
«Мяч в жизни дошкольника.
выставки рисунков на тему «Как я играю с семьей в мяч».
родительском уголке «Фитбол для всей семьи».
«Ловкость как психофизическое качество». |
развития ловкостно-координационных двигательных действий».
схем и атрибутов к подвижным играм.
в родительском уголке).
подвижных игр».
|
III |
|
Создание папки с информацией.
|
Риски проекта:
ü Низкая активность родителей.
ü Частые пропуски ребенком детского сада.
ü Пассивная позиция педагогов.
Партнеры проекта:
ü Родители.
ü Педагоги старшей группы.
ü Специалисты МДОУ.
Ожидаемые результаты:
Работа с детьми
Умение детей быстро реагировать на динамически изменяющиеся игровые ситуации, когда дети в достаточной мере овладели предложенными действиями с мячом.
Развитие интереса, уверенности, стремление к лучшему результату.
Работа с родителями и педагогами
Объединение педагогов и родителей в организации работы по развитию ловкости у детей.
Пробуждение интереса к здоровому образу жизни.
Получение эмоционального заряда от совместной работы.
Продукт проекта:
ü Для детей: рисунки, атрибуты для подвижных игр, оформление мини-музея.
ü Для педагогов: методическая литература по вопросам развития ловкости, картотека подвижных игр и игровых упражнений с мячом, создание мини-музея, создание банка мероприятий (сценарии праздников, досугов), портфолио публикаций СМИ, сборник сказок и рассказов детей о мяче.
ü Для родителей: материалы для консультаций (стенды, папки-передвижки, паки-раскладушки, выставки рисунков, стенд с фотографиями, семейный альбом, фотопрезентация.
Для реализации проекта необходимо:
|
Имеется |
Сумма |
Требуется |
Сумма |
1. Оборудование |
||||
Проектор |
1 |
25000 |
|
|
Принтер |
1 |
4000 |
|
|
Компьютер |
1 |
25000 |
|
|
МР3 проигрыватель |
1 |
4000 |
|
|
Фотоаппарат |
1 |
11000 |
|
|
Всего |
|
69000 |
|
0 |
2. Костюмы |
||||
Спортивные костюмы |
25 |
800 |
|
|
Костюмы для взрослых |
7 |
7000 |
|
|
Всего |
|
7800 |
|
0 |
3. Раздаточный материал |
||||
Мячи большие d=20 см |
25 |
3750 |
|
|
Мячи средние d=16 см |
26 |
3500 |
|
|
Мячи малые d=8 см |
26 |
2800 |
|
|
Мячи массажные |
|
|
25 |
6250 |
Сетка |
|
|
1 |
1500 |
Стойка |
2 |
500 |
|
|
Кегли |
20 |
600 |
|
|
Конусы |
4 |
760 |
|
|
Теннисная ракетка с мячом |
|
|
25 |
1250 |
Обручи средние |
10 |
1200 |
|
|
Всего |
|
13110 |
|
9000 |
4. Методические пособия |
||||
Подвижные игры |
5 |
450 |
|
|
Сценарии спортивных праздников и развлечений |
6 |
400 |
|
|
Развитие ловкости |
3 |
700 |
5 |
1200 |
Всего |
|
1550 |
|
1200 |
5. Детская литература |
||||
Стихи о мяче |
|
|
2 |
250 |
Всего |
|
|
|
250 |
6. Типографские расходы |
||||
Печать иллюстраций, фотографий |
|
|
60 |
600 |
Всего |
|
|
|
600 |
|
||||
Мячи разных видов, различного цвета и диаметра |
|
|
20 |
6000 |
Всего |
|
|
|
6000 |
|
||||
Воздушные шары |
|
|
30 |
270 |
Флажки |
2 набора |
350 |
|
|
Всего |
|
350 |
|
270 |
|
||||
Педагоги |
Имеется |
|
|
|
Инструктор по физической культуре |
Имеется |
|
|
|
Всего |
|
0 |
|
0 |
Полная стоимость проекта |
||||
Имеется |
|
29710 |
|
|
Требуется |
|
|
|
17320 |