Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7377 "Партнерство с родителями в современном образовательном пространстве детского сада"

Опубликовано 25.09.2022

ПАРТНЕРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО САДА

Дмитриева Наталья Викторовна

Воспитатель МАДОУ № 48 г. Томск

 

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем   миром»: детский сад, семья, общественность». 

 В. А. Сухомлинский

 

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный  Стандарт дошкольного образования. В условиях реализации новых нормативно содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их   взаимодействие.

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Таким   образом,   от   участия   родителей   в   работе   дошкольного   учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги, в свою   очередь,   имеют   возможность   лучше   узнать   семьи,   понять   сильные   и   слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Все вышесказанное и определило актуальность таких технологий как, «Родительский клуб» и «Родитель – заместитель», целями которых является:

  • установить сотрудничество между ДОУ и семьёй;
  • социализировать ребёнка через поиск и внедрение новых эффективных форм работы с родителями;
  • раскрыть роль семьи, как социального института становления личности;
  • создать дружелюбную атмосферу среди родителей;
  • развить творческий потенциал каждого родителя, который в дальнейшем поможет ребёнку раскрыть себя. 

Внедряя новые технологии взаимодействия с семьёй мы ставим перед собой следующие задачи, которые помогут нам в работе:

  • расширить представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности;
  • воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи;
  • реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье;
  • разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно - значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников;
  • вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета;
  • создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха;
  • пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

Реализацию новых технологий осуществляем по основным направлениям, таким как:

Информационно-просветительское:

  • обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ;
  • организация работы с коллективом родителей;
  • индивидуально-педагогическая помощь;
  • использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

Организационно-посредническое:

  • вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада;
  • участие в родительских комитетах и других объединениях ДОУ, взаимодействие с общественными организациями.

Организационно-педагогическое: 

  • осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста;
  • разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.

Таким образом, опираясь на всё вышеперечисленное, для успешной социализации дошкольников, а также для развития творческого потенциала родителей, в нашем саду ежемесячно проводится «Родительский клуб».

Один раз в месяц в вечернее время мы приглашаем родителей вместе с детьми на встречу, которая проводится при взаимодействии всех специалистов и воспитателей ДОУ в различных формах. Поэтому встречи имеют интегрантивный характер.

На встречах мы применяем разнообразные формы работы, это:

  • упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук при взаимодействии педагогов и учителей логопедов;
  • наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок;
  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с фасолью;
  • игра «Заворачиваем в фольгу предметы или игрушки»;
  • занятия по художественно – эстетической деятельности (поделки из ниток, лепка из солёного цветного теста);
  • нетрадиционное рисование, рисование в технике «Эбру»;
  • изготовление пальчикового театра «Топотушки», аппликация из бумажных салфеток;
  • взаимодействие с музыкальными руководителями по ознакомлению с  фольклором;
  • взаимодействие с педагогами дополнительного образования (рисование песком на световых столах);
  • занятия по конструированию из различных видов конструктора и бросового материала;
  • проведение музыкально – танцевальных этюдов, подвижных и дидактических игр, при взаимодействии с инструкторами по физической культуре;
  • экспериментирование;
  • ну и конечно проведение динамических, релаксационных пауз при взаимодействии с педагогами психологами.

Таким образом, мы вовлекаем родителей в образовательный процесс детского сада; даём им возможность поучаствовать в работе родительского комитета.

Проводя подготовку к «Родительскому клубу»,  мы осуществляем консультационную помощь родителям; разрабатываем рекомендации по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей; вовлекаем родителей в совместную деятельность в мероприятиях ДОУ как с детьми, так и педагогами.

Внедряя и исследуя данную технологию, можно смело сказать, что родители детей нашего детского сада вовлечены в совместную деятельность с детьми и педагогами. И переходя к дальнейшему взаимодействию, родителям дается возможность принять активное участие в образовательном процессе ДОУ.

Для этого в нашем саду внедрена технология взаимодействия педагогов с родителями и детьми, которая называется «Родитель-заместитель». Каждый родитель или же семья добровольно могут стать участником в качестве воспитателя. Для этого проводится тщательная подготовка запланированного мероприятия.

Родители могут сами выбрать и предложить желаемое мероприятие и тему для  проведения непосредственно образовательной деятельности, или же принять участие в режимных  моментах (провести утренний приём детей, организовать самостоятельную деятельность, провести утреннюю гимнастическую, подвижные, дидактические игры, прогулку, приём пищи, подготовку ко сну).

Для этого воспитателем составляется план работы с родителем, назначается время консультаций по выбранной тематике, конечно в удобное для родителей.

На консультациях обсуждается методика проведения мероприятия. С родителями проговариваем, когда лучше и где вставить пальчиковую гимнастику, дидактическую игру, как правильно держать карандаш, кисть, работать с пластилином. Какая последовательность должна быть при подготовке ко сну или прогулке. Если у родителей возникают вопросы, мы приглашаем их на предварительный просмотр той или иной деятельности, чтобы они практически увидели, как правильно провести гимнастику или же провести занятие по аппликации. После консультаций назначается дата проведения, также удобная для родителей.

В моей группе в роли воспитателя уже попробовали себя родители.

Ольга Сергеевна изъявила желание провести утреннюю гимнастику, конечно, она переживала. Для начала проведения гимнастики я познакомила детей с родительницей. Ольга Сергеевна  начала гимнастику со сбора детей в круг и разминки. В дальнейшем Ольга Сергеевна предложила придумать и показать каждому ребёнку своё упражнение. В конце гимнастики проделали дыхательное упражнение.

Татьяна Алексеевна сама предложила провести занятие по художественно-эстетической деятельности, а именно сделать аппликацию «Трактор». Так как на данный момент мы изучали тему «Сельскохозяйственный транспорт».

Вначале занятия Татьяна Алексеевна провела пальчиковую гимнастику, затем рассказала, какую работу они будут выполнять, и показала образец. Далее приступили к выполнению работы, Татьяна Алексеевна все свои действия комментировала, но очень переживала.

Подводя итоги по внедрению данной технологии, был проведен опрос родителей о их отношении к данной технологии. Родители высказали своё мнение о том, что для них это новая форма работы, которая очень сложна для них как для родителей - заместителей. Но в то же время очень интересная и эффективная.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что родители детей нашего детского сада вовлечены в образовательный процесс; участвуют в работе родительского комитета, принимают активное участие в реализации всех технологий ДОУ и досуговых мероприятиях. А мы в свою очередь поддерживаем уверенность родителей и создаём атмосферу взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса.

 

Список литературы:

 

1. Березина В.А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. – СПб.: Каро, 2005.

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: Сфера, 2002. 

3. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

4. Свирская Л.В. Работа с родителями. – М.: Просвещение,2015. 

5. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2007. 

6. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм. методич. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина.  М.: Линкапресс, 2009.

 

Интернет ресурсы:

 

  1. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/9265
  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/05/07/vzaimodeystvie-dou-i-semi-v-kontekste-fgos-do