Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Сказка»
Проект во второй младшей группе
«Речь и игра рядом всегда»
Исакова Оксана Викторовна
2024 г.
Цель: повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.
Задачи: образовательные:
- обогащать словарный запас через игровую деятельность;
- обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Развивающие:
- развивать грамматический строй речи, связную речь;
- развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- развивать диалогическую, монологическую речь;
- развивать слуховое и зрительного восприятия;
- развивать познавательную активность, творческие способности.
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Участники проекта:
Дети 2 - 3 лет, воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников
Ожидаемые результаты:
- Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.
- Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
- Проявление самостоятельности, активности в игре.
- Развитие грамматического строя речи, связной речи;
- Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.
- Развитие диалогической, монологической речи.
- Развитие мелкой моторики рук.
1. Обоснование проекта.
Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, выражает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Моя цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры.
Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.
И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.
Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.
Цели и задачи проекта
Цель:повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.
Задачи для детей:
Образовательные:
- обогащать словарный запас через игровую деятельность;
- обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Развивающие:
- развивать грамматический строй речи, связную речь;
- развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- развивать диалогическую, монологическую речь;
- развивать слуховое и зрительного восприятия;
- развивать познавательную активность, творческие способности.
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Для родителей:
повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
расширить поле позитивного взаимодействия между всеми
участниками образовательного процесса;
стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Этапы проекта:
Организационно - подготовительный
Практический
Заключительный
Организационно - подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор художественной литературы, иллюстраций.
- Диагностика.
Практический
- Подбор и анализ методической литературы.
- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
- Подготовка дидактического и практического материала.
- Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.
- Изготовление настольно - печатных игр по речевому развитию.
- Пополнение предметно - развивающей среды группы дидактическими играми.
- Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.
- Подведение и анализ промежуточных результатов.
- Создание картотеки «Дидактические игры во второй младшей группе».
- Создание картотеки «Пальчиковые игры для детей 2 - 3 лет».
Заключительный
- Оформление фотовыставки для родителей.
- Родительское собрание на тему: «Как мы играли и чему научились за год».
- Диагностика.
- Оформление электронной презентации.
Принципы реализации проекта
Дидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов:
Системности (применение различных форм работы по проекту системно).
Интеграции (интеграция всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве: обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Цикличности (постепенное усложнение заданий).
Психологической комфортности (ситуация успеха).
Формы реализации проекта.
Формы реализации проекта:
- образовательная деятельность;
- беседа;
- самостоятельная деятельность детей;
- фотовыставка;
Оснащение предметно - развивающей среды:
- работа с родителями.
Виды деятельности:
- дидактические игры;
- словесные;
- настольно - печатные;
- пальчиковые игры;
- подвижные игры;
- театрализованные игры;
сюжетно - ролевые;
- строительные игры;
- игровые упражнения;
- чтение художественной литературы.
Реализации проекта
Реализация проекта предполагает наличие следующих психолого -педагогических условий:
– личностно - ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;
- применение игровых заданий при проведении организованной образовательной деятельности по развитию речи;
- применение игровых упражнений на развитие мелкой моторики;
- организация игр и игровых упражнений;
- чтение художественной литературы;
- организация и проведение вечеров - развлечений.
- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.
При реализации проекта использовались следующие методы:
- Словесный Предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественных произведений и др.
- Эвристический Метод творческой деятельности.
- Практический Использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Наглядный
- Использование иллюстраций, демонстраций и др.
- Игровой
- Использование дидактических, словесных, театрализованных, пальчиковых, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных игр.
Ожидаемые результаты
Для детей.
1. Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.
2. Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
3. Проявление самостоятельности, активности в игре.
4. Развитие грамматического строя речи, связной речи.
5. Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.
6. Развитие диалогической, монологической речи.
7. Развитие мелкой моторики рук.
Для родителей.
1.Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей.
2.Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
Этапы проекта |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
|
||
Организационно -подготовительный этап |
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Определение цели и задач проекта. Подборка художественной литературы, иллюстраций. Подбор и анализ методической литературы. Диагностика. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка дидактического и практического материала. |
Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.
|
|
||
Практический этап |
Беседа «В какие игры можно играть в группе?» Дидактические игры: «Чего не стало?» «Чей это домик?» Пальчиковые игры: «Дом» «Мяч» «Семья» Словесные игры: «Добавь слово» «Назови ласково» «Скажи какой» Игра драматизация «Репка» Игровые задания на занятиях: «Не ошибись» «Чья вещь?» Дидактическое упражнение: «Играем в слова» |
Консультации: «Особенности речевого развития детей 2-3 лет»; «Роль семьи в развитии речи детей». Памятка «Рекомендации по проведению пальчиковых игр».
|
|
||
Дидактические игры: «Назови часть целого» «Жили- были сказки…» «Зоологическое лото» Игровые задания на занятиях: «Домашние и дикие животные» «Мамы и малыши» Игровое упражнение: «Разрезные картинки» (осень) Пальчиковые игры: «Осенние листья» «Осень» «Овощи» «Вышел дождик погулять». Игра-драматизация «Волк и козлята» Чтение художественной литературы: В. Степанов «Домик для воробья» |
Консультации: «Игры для развития речи (по дороге в детский сад)»; «Ум на кончиках пальцев»; «Игры для развития пассивного словаря». Буклет «Для чего нужны пальчиковые игры» |
|
|||
Дидактические игры: «Что кому нужно» «Кто, что умеет делать» Игровые задания на занятиях: «Большой, средний, маленький» «Назови одним словом» Театрализованная игра: «У матрешки новоселье» Игровое упражнение: «Разрезные картинки» (Профессии) Игровые задания на занятиях: «Расскажи сказку «Колобок» по картинкам» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Пальчиковые игры: «Кормушка»; «Есть у каждого свой дом»; «Мы во двор гулять пошли» Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше» |
Консультации Консультации:«Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»; «Развитие связной речи у детей»; «Что читать детям 2 - 3 лет». Папка - передвижка «Играйте вместе с детьми». |
|
|||
Диагностика Дидактические игры: «Что сначала, что потом» «Что не так на картинке?» «Кто что ест?» «Чей хвост?» Театрализованная игра «Теремок» Игровые задания на занятиях: «Играем по сказкам: найди лишних героев» «Один - много» Подвижная игра «Метелица» Строительная игра «Дом для Деда Мороза» |
Консультации для родителей: «Если Ваш ребенок плохо разговаривает»; «Зачем читать детям книги?»; «Развиваем словарь детей» Буклет «Как развивать речь ребенка дома». |
|
|||
Дидактические игры: «Какая погода?» «Отгадай сказку» «Времена года» Вечер - развлечений «Мой веселый круглый мяч» Театрализованная игра «Лисичка подслушивает» Игровые задания на занятиях: «Расскажи сказку «Рукавичка» по картинкам» «Найди лишнее, объясни почему». Пальчиковые игры: «Как у нас семья большая» «Семья» «Дружные пальчики» «Помощники». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лис и Мышонок» |
Консультации для родителей: «Игры и упражнения для развития речевого аппарата»; «Игры с мячом для развития речи детей»; «На кухне с мамой мы играем - речь и пальцы развиваем»
|
|
|||
Дидактические игры: «Что делает?» «Ассоциации. Угадай сказку» «Кто, что ест?» Театрализованная игра: «Курочка-рябушечка» Игра-драматизация «Кот, петух и лиса» Игровые задания на занятиях: «Найди лишнее, объясни почему» Пальчиковые игры: «Птички» «Уточка» «Ласточка» «Сорока-белобока». Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Курочка».
|
Консультации для родителей: «Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка»; «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка» Буклет «Игра – жизненная потребность ребенка». Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками» |
|
|||
Консультации для родителей: «Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка»; «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка» Буклет «Игра – жизненная потребность ребенка». Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками» |
Консультация для родителей: «Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций»; «Учим ребенка общаться». Буклет «Игры по развитию речи»
|
|
|||
Заключительный этап |
Оформление фотовыставки для родителей. Диагностика Оформление электронной презентации.
|
|
|||
Литература
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М., 1991.
2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М.,1981
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М., 2007.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001. 5.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М., 2009.
6.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко. М., 2004.
7. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
8. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
8.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.