Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8689 Проект «Речь и игра рядом всегда»

Опубликовано 17.09.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Сказка»



Проект во второй младшей группе

«Речь и игра рядом всегда»

 

 

Исакова Оксана Викторовна

 

 

 

2024 г.

 

 

Цель: повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.

Задачи: образовательные:

-        обогащать словарный запас через игровую деятельность;

-        обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

-        активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;

-        обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

-        способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

-        способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Развивающие:

-        развивать грамматический строй речи, связную речь;

-        развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

-        развивать диалогическую, монологическую речь;

-        развивать слуховое и зрительного восприятия;

-        развивать познавательную активность, творческие способности.

-        развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-        воспитывать усидчивость;

-        воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Участники проекта:

          Дети 2 - 3 лет, воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников

Ожидаемые результаты:

-        Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.

-        Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.

-        Проявление самостоятельности, активности в игре.

-        Развитие грамматического строя речи, связной речи;

-        Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.

-        Развитие диалогической, монологической речи.

-        Развитие мелкой моторики рук.

1. Обоснование проекта.

Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, выражает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Моя цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры.

 Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.

И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.

Проблема:  недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.

Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в  игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 Цели и задачи проекта

Цель:повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.

Задачи для детей:

Образовательные:

-        обогащать словарный запас через игровую деятельность;

-        обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

-        активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;

-        обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

-        способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

-        способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Развивающие:

-        развивать грамматический строй речи, связную речь;

-        развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

-        развивать диалогическую, монологическую речь;

-        развивать слуховое и зрительного восприятия;

-        развивать познавательную активность, творческие способности.

-        развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-        воспитывать усидчивость;

-        воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Для родителей:

повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;

расширить поле позитивного взаимодействия между всеми

участниками образовательного процесса;

стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Этапы проекта:

Организационно - подготовительный

Практический

Заключительный

Организационно - подготовительный

-        Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

-        Определение цели и задач проекта.

-        Подбор художественной литературы, иллюстраций.

-        Диагностика.

Практический

-        Подбор и анализ методической литературы.

-        Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

-        Подготовка дидактического и практического материала.

-        Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.

-        Изготовление настольно - печатных игр по речевому развитию.

-        Пополнение предметно - развивающей среды группы дидактическими играми.

-        Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.

-        Подведение и анализ промежуточных результатов.

-        Создание картотеки «Дидактические игры во второй младшей группе».

-        Создание картотеки «Пальчиковые игры для детей 2 - 3 лет».

 Заключительный

-        Оформление фотовыставки для родителей.

-        Родительское собрание на тему: «Как мы играли и чему научились за год».

-        Диагностика.

-        Оформление электронной презентации.

 

Принципы реализации проекта

Дидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов:

Системности (применение различных форм работы по проекту системно).

Интеграции (интеграция всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве: обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Цикличности (постепенное усложнение заданий).

Психологической комфортности (ситуация успеха).

 

 Формы реализации проекта.


Формы реализации проекта:  

-        образовательная деятельность;

-        беседа;

-        самостоятельная деятельность детей;

-        фотовыставка;

Оснащение предметно - развивающей среды:

-        работа с родителями.

Виды деятельности:     

-        дидактические игры;

-        словесные;

-        настольно - печатные;

-        пальчиковые игры;

-        подвижные игры;

-        театрализованные игры;

сюжетно - ролевые;

-        строительные игры;

-        игровые упражнения;

-        чтение художественной литературы.

 Реализации проекта

Реализация проекта предполагает наличие следующих психолого -педагогических условий:

– личностно - ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;

- применение игровых заданий при проведении организованной образовательной деятельности по развитию речи;

- применение игровых упражнений на развитие мелкой моторики;

- организация игр и игровых упражнений;

- чтение художественной литературы;

- организация и проведение вечеров - развлечений.

- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.

При реализации проекта использовались следующие методы:

  • Словесный  Предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественных произведений и др.
  • Эвристический     Метод творческой деятельности.
  • Практический      Использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.   Наглядный
  • Использование иллюстраций, демонстраций и др.      
  • Игровой
  • Использование дидактических, словесных, театрализованных, пальчиковых, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных игр.

 Ожидаемые результаты

Для детей.

1. Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.

2. Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.

3. Проявление самостоятельности, активности в игре.

4. Развитие грамматического строя речи, связной речи.

5. Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.

6. Развитие диалогической, монологической речи.

7. Развитие мелкой моторики рук.

Для родителей.

1.Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей.

 2.Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

 

 

Этапы проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

 

Организационно -подготовительный

этап

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

Определение цели и задач проекта.

Подборка художественной литературы, иллюстраций.

Подбор и анализ методической литературы.

Диагностика.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала.

Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.

 

 

 

Практический

этап

Беседа «В какие игры можно играть в группе?»

Дидактические игры:

«Чего не стало?»

«Чей это домик?»

Пальчиковые игры:

«Дом»

«Мяч»

«Семья»

Словесные игры:

«Добавь слово»

«Назови ласково»

«Скажи какой»

Игра  драматизация «Репка»

Игровые задания на занятиях:

«Не ошибись»

«Чья вещь?»

Дидактическое упражнение:

«Играем в слова»

 

 

 

Консультации:

«Особенности речевого развития детей 2-3 лет»;

«Роль семьи в развитии речи детей». Памятка «Рекомендации по проведению пальчиковых игр».

 

 

Дидактические игры:

«Назови часть целого»

«Жили- были сказки…»

«Зоологическое лото»

Игровые задания на занятиях:

«Домашние и дикие животные»

«Мамы и малыши»

Игровое упражнение:

«Разрезные картинки» (осень)

Пальчиковые игры:

«Осенние листья»

«Осень»

«Овощи»

«Вышел дождик погулять».

Игра-драматизация «Волк и козлята» Чтение художественной литературы:

В. Степанов «Домик для воробья»

Консультации:

«Игры для развития речи (по дороге в детский сад)»;

«Ум на кончиках пальцев»;

«Игры для развития пассивного словаря».

Буклет «Для чего нужны пальчиковые игры»

 

Дидактические игры:

«Что кому нужно»

«Кто, что умеет делать»

Игровые задания на занятиях:

«Большой, средний, маленький»

«Назови одним словом»

Театрализованная игра:

«У матрешки новоселье»

Игровое упражнение:

«Разрезные картинки» (Профессии)

Игровые задания на занятиях:

«Расскажи сказку «Колобок» по картинкам»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Пальчиковые игры:

«Кормушка»;

«Есть у каждого свой дом»;

«Мы во двор гулять пошли»

Чтение художественной литературы:

Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше»

Консультации

Консультации:«Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»;

«Развитие связной речи у детей»;

«Что читать детям 2 - 3 лет».

Папка - передвижка «Играйте вместе с детьми».

 

Диагностика

Дидактические игры:

«Что сначала, что потом»

«Что не так на картинке?»

«Кто что ест?»

«Чей хвост?»

Театрализованная игра «Теремок»

Игровые задания на занятиях:

«Играем по сказкам: найди лишних героев»

«Один - много»

Подвижная игра «Метелица»

Строительная игра «Дом для Деда Мороза»

 

 

Консультации для родителей:

«Если Ваш ребенок плохо разговаривает»;

«Зачем читать детям книги?»;

«Развиваем словарь детей»

Буклет «Как развивать речь ребенка дома».

 

Дидактические игры:

«Какая погода?»

«Отгадай сказку»

«Времена года»

Вечер - развлечений «Мой веселый круглый мяч»

Театрализованная игра

«Лисичка подслушивает»

Игровые задания на занятиях:

«Расскажи сказку «Рукавичка» по картинкам»

«Найди лишнее, объясни почему». Пальчиковые игры:

«Как у нас семья большая»

«Семья»

«Дружные пальчики»

«Помощники».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лис и Мышонок»

Консультации для родителей:

«Игры и упражнения для развития речевого аппарата»;

«Игры с мячом для развития речи детей»;

«На кухне с мамой мы играем - речь и пальцы развиваем»

 

 

 

 

Дидактические игры:

«Что делает?»

«Ассоциации. Угадай сказку»

«Кто, что ест?»

Театрализованная игра:

«Курочка-рябушечка»

Игра-драматизация «Кот, петух и лиса»

Игровые задания на занятиях: «Найди лишнее, объясни почему»

Пальчиковые игры:

«Птички»

«Уточка»

«Ласточка»

«Сорока-белобока».

Чтение художественной литературы:

Е. Чарушин «Курочка».

 

Консультации для родителей:

«Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка»; «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»

Буклет «Игра – жизненная потребность ребенка».

Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками»

 

Консультации для родителей:

«Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка»; «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»

Буклет «Игра – жизненная потребность ребенка».

Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками»

Консультация для родителей:

«Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций»;

«Учим ребенка общаться».

Буклет «Игры по развитию речи»

 

 

Заключительный

этап

Оформление фотовыставки для родителей.

Диагностика

Оформление электронной презентации.

 

 

           

 

 

Литература

1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М., 1991.

2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М.,1981

3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М., 2007.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001. 5.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М., 2009.

6.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко. М., 2004.

7. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.

8. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

8.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.