Опыт работы по социально-комуникативному развитию детей
СКАЧАТЬ (презентация)
Выполнила Югатова И.А.
Воспитатель МАДОУ №185 г.Тюмень
2020г.
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Таким образом, целью нашей педагогической деятельности становится освоение первоначальных представлений детей о социальных отношениях в обществе.
Встает вопрос – какие задачи необходимо поставить перед коллективом ДОУ и родителями, чтобы стимулировать социально-коммуникативное развитие детей?
Это следующие задачи:
1.Развитие игровой деятельности
2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми(в том числе моральными)
3.Формирование гендерной ,семейной ,гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Социокультурное развитие - это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д.
В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.
Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых.
В процессе игры дети быстро развиваются и физически , и психически , и эмоционально , и социально . В процессе игры ребенок как бы создаёт ситуацию максимально приближенную к действительности ,воображая и фантазируя что-либо .Таким образом он старается почувствовать себя взрослым , примеряя его поведение на себя .Процесс игры позволяет детям проработать различные пути и варианты того , как можно разрешить конфликтные ситуации ,выразить свое недовольство , одобрить или поддержать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, знакомство с музыкой,чтение книг, упражнения ,наблюдения, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становиться кирпичиками, из которых складывается личность человека.
В своей работе использую такую педогоическую технологию, как
«Утренний сбор»
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.
Основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Утренний сбор преследует следующие задачи:
- развивает толерантное отношение к людям;
- формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
- позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Существует несколько этапов группового сбора:
- Приветствие (1–3 минуты).
Звучит веселая музыка, как позывной, дети собираются в круг. Проходит приветствие, которое иногда заменяется на игру в комплименты или пожелания
- Игра (2–5 минут).
Играем в коммуникативные игры н-р
«Я человек»
Играющие стоят парами лицом друг к другу.
Я человек, и ты человек.
У меня нос, и у тебя нос.
У меня щёчки аленькие, и у тебя щёчки аленькие.
У меня губки сладенькие, и у тебя губки сладенькие.
Мы с тобой друзья, мы любим друг друга.
(Дети выполняют движения по тексту, дотрагиваясь до своего лица, а затем до лица партнёра, в конце пожимают руки и обнимаются).
- Обмен информацией или новостями (2–10 минут).
Ребята, давайте посчитаем, сколько мальчиков и девочек сегодня присутствуют. Мальчиков мы обозначим синими машинками, а девочек — красными. (Выкладывают на доске синие и красные машинки).
Кого сегодня больше? Меньше? А кого сегодня нет с нами? А как вы думаете, почему эти малыши не пришли в детский сад. Как мы сможем узнать, что с ними? (Ответы детей).
Ребята, сегодня второй день недели. Как он называется? А какой день недели был вчера? А какой день недели будет завтра? Какое у нас сейчас время года? Назовите мне приметы осени.
Обмен новостями может происходить с помощью телефона.
А теперь пришло время поделиться новостями. Что интересного у вас произошло? (Новостями делятся сегодня девочки).
- Составление плана дня (5–12 минут).
После утреннего круга делаем зарядку.
Вечером подводим итоги дня, делимся новыми впечатлениями, кто, что узнал нового, отмечаем в уголке эмоций своё настроение к концу дня
Так же используем технологию «Развивающее общение», которой принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.
Шаг 1
Опишите то, что вы видите. Или попросите самих детей рассказать, что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч».
Шаг 2
Опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребёнок.
Не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если вы назовёте что – то не точно.
Шаг 3
Примите чувства ребёнка,посочувствуйте одному и « помычите» другому.
Можно сказать: « Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…»
Шаг 4
Попросите детей озвучить свои позиции друг другу.
Например, предложите сказать одному из них: « Артём, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторите высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.
Шаг 5
Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами,
Напомните правила существующие в группе, в детском саду или обществе целом.
Например: « А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи, игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?»
Шаг 6
Оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих.
В своей работе часто используем технологию сотрудничества.
Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей. В процессе подобного взаимодействия ребенок овладевает способами делового сотрудничества и содержательного общения со сверстниками, что, в свою очередь, положительно влияет на осознанность и инициативность при решении широкого круга учебных задач.
Известно, что интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте. Прежде всего контакты детей происходят в совместных играх, затем в других, специфически дошкольных видах деятельности.
Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:
• Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.
• Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.
• Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
В группе, так же, используем технологию «Дети- волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим, или тем, кто недавно пришел в детский сад. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей. Помогая младшим, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Учавствуем в социально значимых праздниках «День матери», «День пожилых людей», «День семьи, любви и верности» и т.д. готовим поздравления, стенгазеты и открытки
Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. Поэтому важную роль играет работа с родителям.
Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной социализации с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.