Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6102 Конспект НОД "Волшебница-вода"

Опубликовано 15.09.2020

 

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной деятельности на тему

«Свойства воды»

 

 

                                                                                                                          Воспитатель:

                                                       Буторина И.И.

 

 

2019г.

 

Цель: расширить познавательную активность и знания об агрегатных состояниях воды у детей дошкольного возраста путем экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания о круговороте воды в природе;

- познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.

2. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения;

- развивать логическое мышление;

- стимулировать познавательную активность детей.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе;

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Материалы и оборудование: глобус, картинка «Круговорот воды в природе».

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики и баночки, блюдца, ложки, сахар - рафинад, лимонная кислота, чеснок.

Ход ООД:

Организационный момент:

- Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).

Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

Воспитатель: А кто из вас был с родителями на море?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Кто знает, какого вкуса морская вода?

Дети: солёная

Воспитатель: правильно, соленая. А можно ли пить такую воду?

Дети: нет, нельзя. Она пригодна только для морских обитателей.

Воспитатель: конечно нельзя. А какую мы с вами пьем воду?

Дети: (ответы детей) пресную.

Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе?

Дети: (ответы детей) речка, водоемы, озера и т.д.

Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на глобусе моря, океаны, реки и озера. (Показ)

Воспитатель: Давайте сравним, какой же воды на планете больше: пресной или соленой?

Дети: (ответы детей) солёной.

Воспитатель: Раз мы уже узнали, что пресной воды меньше на земле то, как мы должны к ней относиться?

Дети: беречь воду.

Воспитатель: А как мы ее будем беречь?

Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы, не загрязнять реки и озера.

Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А кто из вас знает, как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

Показ картины «Круговорот воды в природе»

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и из них выпадают на землю осадки: летом – дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

Практическая (опытно-экспериментальная) часть

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте мы с вами превратимся в учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь о ней мы с вами сегодня и говорим.

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились,

А теперь остановились

И в ученых превратились

Глазки открываются,

И чудеса начинаются!

Вот мы и превратились  в ученых!

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

- Как вы думаете, с чего начинает учёный работу в лаборатории?

Техника безопасности:

1. Использовать приборы и инструменты только с разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать неизвестные опыты.

4. На рабочих местах сидеть спокойно.

5. Работать аккуратно.

А теперь приступим к нашему исследованию!

Опыт 1. Вода – жидкость.

На столе стоят стаканчики с водой под номерами. Возьмём стакан № 1 и перельём воду в пустую баночку №2. Затем перельём назад.

Что происходит с водой? ( Она льётся).  Почему она льётся?  (Вода льётся, потому что она жидкая).  Итак, какая вода? ( Вода жидкая).

Вывод:  Поскольку вода может течь – она жидкая, её называют жидкостью.  (Используем карточки-схемы, символизирующие, что вода – жидкость)

Опыт 2. Вода изменяет форму

На столе лежит кубик, мяч и книга. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Чтобы узнать это возьмем стаканчик с водой №1 и перельём воду в блюдце, а затем в баночку №2. Какую форму принимает вода?

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. (Использование соответствующей карточки-схемы).

Опыт 3. Вода – растворитель. Вкус.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду  из стаканчика № 3 и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар, лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, кислая.

Ребята, как вы думаете, какой вкус будет у воды, если положить в неё соль? Вишнёвое варенье? Кофе? Итак, что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). Правильно, они растворились.

Вывод: У воды нет собственного вкуса. Она растворяет вещества, принимая их вкус. То есть вода - растворитель.

Физкультурная минутка

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево) Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания) Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Опыт 4. Прозрачность, цвет.

 Воспитатель через  прозрачный стакан показывает цветную карточку. Её видно, значит, вода прозрачная. Давайте, попробуем добавить в воду краски? Как вы думаете, что произойдёт с ней? Варианты детей (вода поменяет цвет в соответствии с цветом растворённой в ней краски). Воспитатель проводит опыт, растворяя в воде краски разных цветов. Затем пытается показать через стакан картинку – её не видно.

Вывод: Вода прозрачная и бесцветная. Вода смешивается с разными жидкими веществами, принимая их цвет. (Используем карточки-схемы символизирующие, что вода смешивается с разными веществами, меняя цвет).

Опыт 5. Запах воды.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей) Используем баночку№2 с водой. Затем помещаем в неё дольку чеснока. И снова предлагаем детям понюхать воду. У воды появился запах чеснока. А какой теперь у воды будет вкус?  (Предположения детей)

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют её запах (используем схему символизирующую, что у воды нет запаха).

Заключительная часть:

Итак, настало время вернуться в наш обычный облик.

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились,

А теперь остановились

И в ребяток превратились !

- Кем мы сегодня с вами были?  Понравилось вам быть учёными?

- А какое вещество мы изучали?

- Какие свойства воды выявили?

 Давайте не будем забывать, что вода - большая ценность! Её нужно беречь, ведь без воды всё живое не сможет существовать. Как будем её беречь?

- Спасибо, ребята, вы все большие молодцы и хорошо сегодня потрудились! А теперь попрощаемся с нашими гостями!