Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7651 "Календарно - тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы ДОО (с учётом социальной ситуации региона)"

Опубликовано 03.01.2023


 

 «Календарно-тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы ДОО (с учетом социальной ситуации региона)»

 

                                                                         Выполнила:

                                                                         Воспитатель МБДОУ № 45

                                                                           «Добринка»

                                                                         г. Ульяновск

                                                                       Исаева Татьяна Алексеевна

 

Ульяновск 2022

 

 

 

Содержание.

 

Введение.

  1. 1.    Пояснительная записка
  2. 2.    Особенности региона при реализации Образовательной программы
  3. 3.    Цели и задачи реализации парциальных программ.
  4. 4.    Календарно – тематическое планирование в старшей группе по парциальной программе «Симбирский Венец»

Заключение

               Список литературы

 

 

 

               Введение.

 

          С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира.

Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. 

Среди основных задач дошкольного образования – не только обучение детей элементарным навыкам, грамоте и счету, но также правильному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умению самостоятельно разрешать сложные ситуации, легко адаптироваться в новых условиях. 

Дошкольное воспитание и обучение детей до семи лет — единый целостный педагогический процесс, который осуществляется в течение всего дошкольного возраста во всех видах деятельности и направлен на решение задач разностороннего развития, подготовки к школе.

По сути, речь идет о более широком понятии — дошкольном образовании, которое, наряду с воспитанием, обучением и развитием, предполагает также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Сущность дошкольного воспитания определяется тем, что оно представляет собой систему приведения сознания и поведения ребенка в соответствие с требованиями социума. Это процесс социального развития, направленный на присвоение человеком той культуры, которая господствует в конкретной социальной общности. Следовательно, дошкольное воспитание строится на всей совокупности закономерностей, раскрывающих развитие личности в течение дошкольного периода жизни.

Календарно-тематическое планирование – проект будущей учебной и воспитательной деятельности педагога. Этот, грамотно составленный, план способствует правильному распределению нужного материала и профессиональных усилий.

 Цели и задачи календарно - тематического планирования.

• Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.

• Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

• Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.

• Реализация учебного плана по всем направлениям образовательной деятельности.

 

Таким образом, дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом, основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка — характера, способностей, навыков. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье настолько важно, ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное — любви и заботе (Д.В. Головань).

Таким образом, сущность дошкольного воспитания заключается также в становлении и утверждении системы ценностей подрастающей личности.

 

  1. 1.    Пояснительная записка.

МБДОУ ЦРР – детский сад № 45 работает по Основной образовательной программе,которая  разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного оборазования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155),

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013года № 1014),

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13);

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020г. № 373.

- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного гос .санитарного врача России от 28 января 2021г.№ 2

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утв. Постановлением Главного гос. Санитарного врача России от 28 сентября 2020г. № 28.

Целостность педагогического процесса  в ДОУ обеспечивается реализацией комплексной образовательной программы дошкольного воспитания «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

  1. 2.    Особенности региона при реализации Образовательной программы

 При реализации Образовательной программы с необходимостью принимаются во внимание особенности региона, где находится ДОУ.

Климатические особенности региона :

-Ульяновская область – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега, ледоход, туман, осадки) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия. Эти факторы учитываются при составлении перспективно-тематического годового плана, воспитательно-образовательной работы ДОУ.

- во время организованной образовательной деятельности по познанию окружающего мира, приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России); на занятиях по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения; на занятиях по развитию двигательно-экспрессивных способностей и навыков эти образы передаются через движение.

 Национально - культурные особенности

      Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.  Данное обстоятельство в полной мере отражает ситуацию в  детском саду, в котором воспитываются дети разных  национальностей,  почитающих свои национальные обычаи и традиции. 

При организации образовательного процесса в МБДОУ с необходимостью учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями (даже несмотря на то, что процент детей, не относящихся к русскому этносу, среди воспитанников МБДОУ, в общем количестве детей, невелик.)

    Таким образом,  образовательное учреждение одной из главных своих задач видит в   формировании личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры - к общероссийской и через нее к - мировой, так как общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира.   Использование различных компонентов национальных культур в работе с детьми приводит к развитию важных структурных сфер личности — познавательной, творческо-деятельностной, самосознания.

      Содержание дошкольного образования в МБДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает ребенка.

     Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников МБДОУ. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса. Социокультурное окружение

 Социокультурные особенности Ульяновской области также не могут не сказаться на содержании педагогической работы ДОУ.  Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых. Недостаточно высокий уровень доходов населения и ограниченные возможности финансирования системы общественного дошкольного образования вносит свои коррективы в организацию развивающей предметно-пространственной среды (многие игровые дидактические пособия изготавливаются самостоятельно силами педагогов ДОУ и родителей из имеющихся в их распоряжении подручных материалов).

 

  1. 3.    Цели и задачи парциальных программ

        Целостность образовательного процесса должно достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных (специализированных) программ - программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольное учреждение наряду с комплексной общеобразовательной программой «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.» для осуществления образовательного процесса  использует парциальные программы, направленные на развитие таких образовательных областей,  как:  познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие; содействуют формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных,), становлению специфических видов детской деятельности (познавательно - исследовательской, коммуникативной, игровой, театрализованной,  конструирования и др.)

Парциальная программа - это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности. Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду № 45

  1. 5.    Цели и задачи реализации парциальных программ.

Реализация задач парциальных программ строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, театрализованная и двигательная деятельности и т. д.);

Парциальные программы направлены на приоритетные направления: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, и предназначены для реализации отдельных задач.

Так, например, дошкольное учреждение использует следующие парциальные программы:

  1. I.               Программа "Симбирский Венец»( Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю.) Цель:

Формирование  у дошкольников целостной системы представлений о культуре и истории региона через воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям края и его жителям, через осознание собственной принадлежности к Родине, краю и городу.

Задачи:

Образовательные:  формировать представления детей об образе жизни человека с древних времен до современности с учетом региональной направленности знаний о социальной действительности.

Развивающие: формировать эмоциональную и мотивационную сферы дошкольника через освоение материала программы; развивать воображение, мышление, память, волю.

Воспитательные: воспитывать интерес к событиям общественной жизни, к культурно-историческим ценностям региона через выработку элементарных навыков взаимодействия с окружающими людьми.

   Главным критерием отбора программного материала является его воспитательная ценность, высокий уровень произведений культуры -  классической и народной.

Работа построена на местном материале с целью  приобщения ребёнка среднего  возраста  к  национальному и культурному наследию, традициям, произведениям Симбирских-Ульяновских поэтов, писателей, художников, архитекторов.

 

Применяемые технологии:

  • Знакомство с историческим прошлым города и области.
  • Знакомство с обычаями и традициями, национальной культурой  русского народа и народов, населяющих Ульяновскую область: татары, чуваши, мордва.
  • Знакомство с флорой и фауной области.
  • Знакомство с трудовыми и военными заслугами соотечественников.
  • Совместная с родителями деятельность, направленная на добывание знаний по истории своего города, области.

Формы работы:

  • Игры
  • Беседы
  • Ситуации
  • Чтение литературы
  • Заучивание стихов, песен
  • Коллективные просмотры фото и видео материалов с использованием ИКТ
  • Труд

 

Прогнозируемые результаты:

  • воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему.
  • воспитание чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края.
  • воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей.
  • воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью.
  • развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

 

II.Программа «Ребенок и право». Авторы: М.А.Ковардакова, Н.Ю.Майданкина, Ульяновск 2005.)

Данная программа разработана на базе ДОУ № 94 г. Ульяновска

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из задач современного ДОУ. Программа предусматривает не только сообщение детям новых знаний о правах и свободах, но и осознание ими основных правовых ценностей, воспитание готовности к защите своих прав.

Программно - методическое обеспечение предполагает интеграцию содержания данного раздела в разные виды деятельности детей.

Программа состоит из трех блоков:

1. Права и свободы человека как общечеловеческая ценность.

2          . Права и свободы как условие жизнедеятельности человека.

3          . Права и свободы человека как регуляторы общественного поведения.

 

 

                4.  Календарно – тематическое планирование в старшей группе по

                       парциальной программе « Симбирский Венец»

 

       Тема

Совместная деятельность взрослого и

детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация РППС для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

       НОД

Образовательная

деятельность в

режимных моментах

                                                           СЕНТЯБРЬ

1.Город на волжских берегах

Мой город – Ульяновск

ПС:  1. Учить определять местонахождение города на карте России и глобусе. Познакомить с символикой нашего города.

2.Закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. 3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к малой Родине.

Беседа «Имя города»

Цель: уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него.

Рассматривание географической карты Ульяновской области

Цель:формировать у детей представление о местоположении города на географической карте.

Дид. игра «Собери герб»

 

Географическая карта Ульяновска и области

 

Книги и открытки с достопримечательностями Ульяновска

Словотворчество с родителями « Составить рассказ о своей улице».

 

 

Выставка рисунков « Моя улица»

                                                          ОКТЯБРЬ

 

« И встал град светлый и младой» ПС: 1. Познакомить детей с историей родного края, достопримечательностями города.

2.Расширять словарный запас детей. Развивать умение анализировать.

3.Воспитывать нравственно-патриотические чувства, эмоционально-ценностное отношение к малой Родине.

 

«Симбирские храмы»

ПС: 1.Формировать элементарные представления об архитектурных достопримечательностях и парковых ансамблях города.

2.Познакомить с профессией архитектора, с творчеством известных симбирских архитекторов А.А.Шоде, Ф.О.Ливчака

3.Развивать эстетическое восприятие, умении любоваться и восхищаться красотой архитектурных сооружений.

 

Рассматривание открыток «Симбирск-Ульяновск» Цель: познакомить с видами старого Симбирска

 

Чтение легенд Симбирского края

«Никольская гора», «Ульяновск-город семи ветров».

Цель:развивать интерес к истории родного края

 

«Предания земли Симбирской»

Цель: познакомить с произведениями устного народного творчества о Симбирском крае.

 

Чтение произведений устного народного творчества о Волге, о людях, проживающих на её берегах.

Дид.игра «Путешествие по городу»

Цель: вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Ульяновск.

Дид.игра «Мой город»

Цель:закрепить знания о достопримечательнстях города. Определить исторические памятники, место их расположения, дать их описание.

Дид.игра «Собери картинку»

Цель:закреплять знания детей о внешнем виде зданий Ульяновска, продолжать учить складывать из частей целое.

Оформление альбома «История моего города»

 

Изобразительная деятельность по прочитанным произведениям

Организация выставки «Лента времени» (фото старого Симбирска и современного Ульяновска)

                                                           НОЯБРЬ

2.Известные люди города

 

Цикл бесед об известных людях города:

  1. 1.      «Честные

мысли, добрые намерения» Задачи: познакомить детей с образом И.А.Гончарова, его семьёй, местами в городе, связанными с его именем; воспитывать желание интересоваться своими земляками, узнавать об их жизни новое, интересное.

2.«Историк государства Российского» Задачи:познакомить детей с Н.М. Карамзиным, его детскими годами, писательским трудом, благотворительными делами в Симбирской губернии, карамзинскими местами в нашем городе; воспитывать интерес к знаменитым людям, их делам, поступкам; вызвать желание следовать примеру знаменитых земляков.

3. «Волшебник Прислонихи» Задачи: познакомить детей с творчестом художника А.А.Пластова, яркими эпизодами его жизни, с профессией художника, значением труда художника и его влиянием на людей; воспитывать чувство прекрасного, умение радоваться, восхищаться красотой окружающего мира; пробуждать творческий потенциал детей.

Рассматривание картин А.Пластова

Сюжетно-ролевая игра «Художественный салон» Цель: совершенствовать умение реализовывать и развивать сюжет игры. Воспитывать культуру общения.

Предложить родителям посетить с детьми в выходной день музеи г. Ульяновск

                                                   ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ

3.Край симбирский и мы

1.Расширять представления детей о многообразии народов, проживающих на территории нашего региона.

2.Развивать у детей толерантность и эмоциональ-

но-положи-

тельное отношение к жителям нашего поликультур

ного края.

3.Демонстрировать культурные способы деятельности в обществе сверстников и взрослых.

1. «Путешествие по реке времени»  Задачи: Познакомить детей с внешним убранством русского дома, с тем, как строили жилище;вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна, печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес  к познанию прошлого.

 

2.Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка»

Задачи: развивать речь детей посредством ознакомления с русской сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества. Воспитывать интерес к литературе русского народа. Эмоциональный отклик на сказку.

1.Беседа о разнообразии русского народного костюма

Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде – для оберега от неблагоприятных воздействий.

2.Узоры симбирских мастериц – аппликация.

Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец.

Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента –«перунов» цветок, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.

3.Знакомство детей с русскими народными играми.

Цель: познакомить детей с русскими народными играми «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Прялица».Расширять представления о русских обычаях, обрядах.

4.Симбирские народные промыслы Цель: воспитывать эстетическое отношение к симбирскому (русскому)народному прикладному искусству; прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам. Из которых симбирские (русские) мастера делали свои изделия.

5.Развлечение «Русские посиделки» Цель: прививать любовь к русскому фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

 

Внесение куклы в русском национальном костюме

 

Иллюстрации с изображением элементов одежды

 

Аппликация «Русский сарафан» Цель: закрепить представление об основных элементах украшения.

 

Дид.игра «Составь узор»

Привлечь к организации выставки симбирских народных промыслов (народные игрушки, керамическая, деревянная посуда,изготовленная на территории Симбирска)

                                                          ФЕВРАЛЬ

 

1.Путешествие по реке времени

Задачи: дать детям представление о народах, проживающих на территории нашего региона: татарах, чувашах, мордве. Обогащать знания детей о традиционном укладе жизни и быте, праздниках, национальных блюдах.

1.Масленица

Цель: познакомить детей с русским народным праздником, его историей и значением. Вызвать положительные эмоции.

2.«Отгадай-ка загадки» Цель: знакомство с татарским и русским народным фольклором.

Подборка фотоматериалов, литературы, изделий прикладного искусства для выставки «Путешествие по реке времени»

 

                                                              МАРТ

 

«На небе солнц и звёзд так много» (аппликация по мотивам чувашского орнамента) Задачи:1. Познакомить с традициями чувашского народа, с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства – чувашской вышивкой. 2.Развивать интерес к процессу вышивания, творческое воображение, чувство цвета и композиции.

3.Воспитывать у детей интерес к чувашскому орнаментальному искусству, формировать представления о чувашском узоре.

 

1.

Рассматривание кукол в национальных костюмах (чуваши, татары, мордва) иллюстрации с изображением элементов одежды.

2.Беседа со старшими дошкольниками о татарском растительном орнаменте. Цель:

 Познакомить с элементами татарского орнамента:

-тюльпан

-лист

-колокольчик

-гвоздика

-трёхлистник

-пион

-шиповник

2. Чтение стихотворения «Калфак» Р.Валеевой

1.Беседа о татарском народном искусстве. Цель: дать знания о декоративно-прикладном искусстве: вышивка, гончарное ремесло, аппликация по коже. Воспитывать уважение к старшим, интерес к творчеству народных умельцев.

 

Изготовление кукол в национальных костюмах;

 

Изготовление атрибутов и элементов костюмов

 

Дид.игра «Укрась костюм»

 

Дид.игра «Сложи узор»

 

Дид.игра «Собери картинку»

 

Изготовление альбома «Костюмы народов Поволжья»

 

                                                            АПРЕЛЬ

«Эти мудрые сказки» Цель: познакомить детей со сказками народов Поволжья. Воспитывать интерес к народному фольклору.

Рассказывание татарской народной сказки «Три сестры»

ПС: 1.Развивать речь детей посредством ознакомления с татарской сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию  сказки, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества.

2.Воспитывать интерес к литературе татарского народа, эмоциональный отклик на сказку.

1.Театрализованная деятельность по сказке «Три сестры»

1.Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности.

2.Учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.

3.Воспитывать чувство дружбы и уважения к людям другой национальности, желание изучать их быт, искусство и традиции.

 

2.Постановка кукольного спектакля по мотивам чувашской народной сказки «Как старик со старухой луну спасали»

Изготовление костюмов и декораций к сказкам

Консультация: «Народная сказка, как средство развития речи дошкольника»

                                                               МАЙ

Народные игры

 

Познакомить детей с народными играми татарского народа «Буш урын», «Тимер бай». Развивать физические качества.

 

Спортивное развлечение «Богатырская наша сила!» (народные игры и состязания)

Подготовка атрибутов для игр

Консультация: «Игра и народные традиции»

             

 

                     Заключение

Парциальные программы в ДОУ по ФГОС могут использоваться для обеспечения целостности и корректировки воспитательного процесса, достижения запланированных образовательных результатов в рамках реализации требований нового стандарта.

Составление плана работы в детском саду — это необходимая часть работы педагога, позволяющая рационализировать время работы с детьми, сделать его максимально продуктивным. При этом для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса важны все виды планирования. Они конкретизируют способы взаимодействия с детьми вплоть до поминутного распределения этапов того или иного приёма реализации разных видов деятельности в рамках рассмотрения определённого аспекта темы.

 

 

                        Литература

  1. Антонова Л. Мы живём на Волге /Л. Антонова //Ребёнок в детском саду. - 2005. - № 1.
  2. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. M. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Головань, Д. В. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка / Д. В. Головань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187).
  4.  Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  5. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях. / А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
  6. Захарова Л.М., Котлякова Т.А. Программа по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям Поволжского региона в условиях сельской местности. / Захарова Л.М., Котлякова Т.А. – Ульяновск: УлГПУ, 2010.
  7.  Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребёнок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. -Ульяновск: УИПКПРО, 2005год.
  8. Ковардакова М.А., Майданкина М.Ю. Симбирский Венец. Методическое пособие для воспитателей /М.А.Ковардакова, М.Ю.Майданкина.- Ульяновск, УИПК ПРО, 2003г.
  9. Прикоснись к природе сердцем. Интегрированная программа  экологического образования /Н.И.Апполонов,  Э.Э. Баранникова, Н.М.Грачева. – Ульяновск, 2015.

10.Симбирские этюды: программа и методические рекомендации по развитию у старших дошкольников представлений о человеке в истории и культуре  средствами музейной педагогики. Авторы: Л.В.Власова, Л.М.Захарова, Т.Б.Иванушкина, Ульяновск -  2006.

11.Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".

12.Хочу всё знать. Методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с простейшей историей Отечества и краеведения. / под ред. Э.Э. Баранниковой. Ульяновск, УИПК ПРО, 1999.