Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7702 Консультация для родителей "Наши пальчики играют".

Опубликовано 20.01.2023

Пономарёва Татьяна Михайловна
МДОУ общеразвивающего вида детский сад "Лесная полянка" №13 п. Радищев
воспитатель


Консультация для родителей "Наши пальчики играют".

 

Вся  история  развития  человечества  доказывает, что  движения  руки  тесно связаны с речью. Первой  формой  общения  первобытных  людей  были  жесты. Особенно  велика  была  роль  руки. Указывающее,  очерчивающее,  оборонительное  и  другие  движения  руки  лежали  в основе  того первичного  языка, с  помощью  которого  люди  изъяснялись.                                 

О  том, что движения  пальцев  тесно  связаны  с  речью,  было  известно  давно. Талантливые  люди  из  народа  бессознательно  понимали   это. Играя  с маленькими, еще не говорящими  детьми, сопровождали  слова  песни, игры  движениями  пальцев  ребенка,  отсюда  появились  известные  всем  «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.                                                                                     

Большое  стимулирующее  влияние  функции  руки  отмечают  все  специалисты, изучающие  деятельность  мозга,  психику  детей.                             

Выдающийся  русский  просветитель  Н.И.Новиков  еще  в  1782 году  утверждал,  что  «натуральное  побуждение  к  действию  над  вещами  у детей  есть основное  средство  не только  для  получения  знаний  об  этих вещах,  но и  для  всего  умственного  развития».                                                       

 И.П.Павлов  внес  большую  ясность  в  этот  вопрос. Он  придавал  тактильным  ощущениям  большое  значение, ибо  они  несут  в  речевой  центр, в его  двигательную  часть,  дополнительную  энергию,  способствующую  его   формированию. Чем  совершеннее  кора  мозга, тем  совершеннее  речь,  а  значит,  и  мышление.                                                          

Эта  концепция  лежит в основе  современных  теорий, разрабатываемых  учеными. В коре  головного  мозга  речевая  область  расположена  совсем рядом  с  двигательной. Она  является, собственно, ее  частью. Передняя  центральная  извилина  мозга – это  так  называемая  двигательная  проекционная  зона,  отсюда  идут  приказы  сделать  то  или  иное  движение. Около  трети  всей  площади  двигательной  проекции  занимает проекция  кисти  руки,  расположенная  очень  близко  от  речевой  моторной зоны. Речевая  область формируется  под  влиянием  импульсов,  поступающих  от  пальцев  рук.                                                                                    

 На  протяжении  всего  раннего  детства  четко  выступает  эта  зависимость – по  мере  совершенствования  мелкой  моторики  идет  развитие  речевой  функции. Функция  руки  и  речь  развиваются  параллельно. Естественно  это  должно  использоваться  в  работе  с  детьми – и теми, у  которых  развитие  речи  происходит  своевременно,  и  особенно с  теми, у которых  имеются  различные  нарушения  развитие  речи.  Совершенствование  мелкой  моторики – это  совершенствование  речи.

      Пальчиковые  игры  сами  по  себе  дарят  нашим  детям  здоровье,  так как  при  этом  происходит  воздействие  на  кожные  покровы  кистей  рук, где  находится  множество точек, связанных  с  теми  или  иными  органами.        

Главная  цель  пальчиковых  игр - переключение  внимания,  улучшение  координации  и  мелкой  моторики, что  напрямую  воздействует  на  умственное  развитие  ребенка. Кроме  того,  при  повторении  стихотворных строк  и  одновременном  движении  пальцами  у  малышей  формируется правильное  звукопроизношение,  умение  быстро  и  четко говорить,  совершенствуется  память,  способность  согласовывать  движения  и  речь.  У детей,  с которыми  часто  проводили  пальчиковые  игры,  даже  почерк  намного  лучше, чем  у  других.                                                                              Пальчиковые  игры  представляют  собой  инсценировку сказок,  потешек, стихотворений. Они  очень  увлекательны  и  способствуют  развитию  мелкой  моторики,  речи, творческого  потенциала. Повторяя  движения  взрослых  или  выполняя  их  самостоятельно  по описанию,  дети  учатся  концентрировать  внимание  на  одном  виде  деятельности,  развивают  ловкость  и  гибкость  рук.                                                                                      

Пальчиковые  игры  следует начинать с простых  упражнений  - своеобразной  разминки  для  пальчиков, которую  желательно проводить  в  игровой  форме. Не  следует  перегружать  малыша  большим  количеством  игр  и  упражнений – если  ребенок  устал, лучше сделать  перерыв  или  отложить  занятия  до  следующего  дня.                                                                     

       Разнообразные  по форме  и  содержанию  игры  развивают  память,  воображение  ребенка. Это  такие  игры  как:                                                             

  - игры  на  развитие  тактильного  восприятия   (ребенок  приобретает способность  сравнивать  предметы  по  качеству, а  для  этого  ему  необходимо  развивать  чувствительность  пальцев,  которая  обеспечивает восприятие  таких  свойств  предмета,  как  мягкость – твердость, форма, вес   (легкий – тяжелый), температура  (холодный – горячий – теплый), особенность  поверхности (гладкий – шершавый);                                                    

- игры  на  нанизывание  (производить осмысленные  действия с предметами: собирать  и  разбирать игрушки, открывать и  закрывать  банки, коробки, нанизывать кольца на  стержень и др.;  развивается  устойчивость внимания, целеустремленность);                                                                                                     

- игры  с  пластилином  ( очень  хорошо  развивается  мелкая моторика  рук, крепнут  пальчики  ребенка, что  влияет  на  развитие  речи  и  мышления);            

- игры  с  бумагой  (занимаясь с бумагой,  пальцы  малыша  становятся  гибкими, умелыми, послушными  и  сильными,  могут  слаженно  и  дружно  выполнять поставленные задачи, например: «Сложи  бумагу «гармошкой» );         

-  игры  на  выкладывание, игры  с  мозаикой (развиваем  щипковый  захват  указательным  и  большим  пальцами; совершенствуем  движения  «глаз – рука»; развиваем  воображение;  обогащаем  словарный  запас; совершенствуем  зрительное  восприятие);                                                                      

 - фольклорные  пальчиковые  игры ( помогают  налаживать  коммуникативные  отношения  на  уровне  соприкосновения, контакта  «глаза  в  глаза»; соединение  «слово – палец» способствует развитию мелкой моторики, речи;  развивают  у малыша  чувство  языка).

Без  развития  мелкой  моторики  невозможно  нормальное  развитие  интеллекта  ребенка. Чем  лучше  малыш  работает  пальчиками,  тем  быстрее  он  развивается, лучше  говорит  и  думает.