Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7723 «Формирование дружеских взаимоотношений между сверстниками в младшей группе».

Опубликовано 30.01.2023

 

Нефедова Светлана Леонидовна

МКДОУ д/с N3 "Сказка" п. Восточный

Воспитатель

«Формирование дружеских взаимоотношений между сверстниками в младшей группе».

 

«Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности».

В. А. Сухомлинский

 

В детском саду дети общаются друг с другом от 6 до 9 часов в день. С первого дня пребывания в детском саду ребенок учится вести себя в коллективе и соблюдать элементарные нормы общежития. Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии речевых, эмоциональных и нравственных задатков. 

Но для общения детей прежде всего необходимы материальные условия, т.е.развивающая среда.

Предметно-пространственная среда важна, прежде всего потому, что выполняет по отношению к детям информативную функцию-каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире. Становится средством передачи социального опыта.

Создавая развивающее пространство, старались решить следующие задачи:

- Обеспечение чувства психологической защищенности каждого ребенка-его доверия к взрослому.

-Развитие индивидуальности детей.

-Формирование знаний и умений, навыков, необходимых для полноценного развития личности.

При построении предметно-развивающей среды были соблюдены следующие принципы:

1.Принцип статичности и подвижности.

2.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии,

3. Принцип гибкого зонирования.

4. Принцип активности.

5.Принцип «половых и возрастных различий».

.

Игра занимает в жизни детей особое место. Она является ведущим видом деятельности. Именно через игру в детстве познается  мир, вырабатываются необходимые навыки взаимодействия.

А опыт практического взаимодействия со сверстниками приходит в разнообразных коллективных играх – инсценировки, игры-драматизации, подвижные, сюжетно- ролевые.

 Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятель-

ностью, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может

быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще

и дружеских чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней челове-

ческие взаимоотношения.

Значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования лич-

ности дошкольника неоценимо, поскольку личность ребёнка формируется

при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со

сверстниками. Сюжетно-ролевая игра способна развивать и поддерживать у

воспитанников такие социально ценные качества, как отзывчивость, внима-

ние, доброжелательность.

 

 Известные ролевые игры, например,  «Семья», «Больница», «Шоферы», «Пароход», учат общению, где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить, поблагодарить и, уходя, попрощаться.

 

  Дидактические игры оказывают положительное влияние на развитие взаимодействия детей со сверстниками. Развивающие и дидактические игры обеспечивают ребенку свободу выбора, возможность реализовать замысел, решать стоящие перед ним задачи.

На стенах группы размещаются пособия, ориентированные на познавательное и сенсорное развитие детей.

Использование пособия «Веселая полянка», помогает  развивать мелкую моторику рук, и доставляет малышам радость.

.

Дидактические  игры позволяют развивать мышление, восприятие, память, внимание.

Одни игры куплены в магазинах, другие сделаны руками воспитателей и родителей. Родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в воспитании детей.

  Предметно-пространственное окружение, воздействует на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь, приобщают к физической деятельности.

«Дорожка здоровья» - следочки заполнены фасолью, горохом, бобами, гречкой.

«Змейка» сделана из футляров от киндер сюрпризов.

«Корзина», для попадания шариками из мятой бумаги.

 

В группе создана зона отдыха - мягкий диван, кресло-качалка, пуфики, на них можно устроиться, уединиться или развернуть совместную игру, все это располагает к спокойному детскому общению.

Во взаимодействии детей эффективен прием драматизации. Он привлекает, здесь можно использовать игрушки, элементы декорации, ряженья.

 

 Также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся настольный театр, небольшая ширма и набор пальчиковых фигур. Сказочные герои, «живущие», в группе, побуждают детей в игре с ними реализовать понимание эмоциональных категорий (радость, грусть, удивление, злость, доброта). В нашей группе «живет» Дедушка – Вредушка, он старается запутать детей, дает им неправильные советы, а дети его поправляют, объясняют, как нужно поступить в тех или иных случаях.

Велика роль художественной литературы, которая дает образцы  «правильного» и «неправильного» речевого поведения.

В мл. возрасте неумение общаться, часто приводит к конфликтам. Например, не поделили  игрушку, «выясняют» отношения. Часто спасительным при детских конфликтах оказывается юмор.

           Шар надутый две подружки,

           Отнимали друг у дружки-

           Весь перецарапали!

           Лопнул шар, а две подружки,

           Посмотрели-нет игрушки,

           Сели и заплакали.

Также для разрешения конфликтной ситуации мы используем подушку «Мирилка». Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова:

 «Мирись, мирись,

  И больше не дерись.

  А просто улыбнись!

И между детьми снова наступает согласие.

 Различные инструменты – мелки, краски, кисти, фломастеры, глина, рисовальная «стена творчества», позволяет в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимания.

В нашей группе есть огород на подоконнике, где мы проводим наблюдения за растениями от момента всхода и до их созревания.

Фотоуголок «Доброе утро». Свои фотографии пришедшие утром дети показывают, переворачивая с обратной стороны на лицевую, как бы заявляя о себе: «Здравствуйте, я здесь»

Макет «Дорога».

 Дети знакомятся с первыми знаниями о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

Мы считаем, что с дорожной азбукой детей необходимо  обучать с младшего возраста.

Работа с родителями чрезвычайно важна для успешной помощи детям. Только вместе с родителями мы можем привить малышам хорошие привычки, манеры, культуру общения и добиться результатов.

Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывают папки-передвижки. Предлагаемый в них тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями помогает знакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания.

Содержание попок и иллюстрации периодически меняются, привлекая внимание родителей необычностью подачи и актуальностью следующих тем: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Не упустите момент». Для того чтобы родители легче воспринимали материал, очень важно правильно подобрать и обработать статьи, они должны быть  компактны  и носить тематический характер, желательно с фотографиями детей.

Для родителей была проведена консультация на тему: «Культура ребенка рождается в семье», цель которой, помочь родителям терпеливо и доброжелательно обучать правилам культурного поведения.

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу-в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, его надо сделать!»

В.А. Сухомлинский