Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6331 Проект: «Роль притч в духовно-нравственном воспитании дошкольника».

Опубликовано 23.01.2021

 

  

Практико-ориентированный проект

 

Тема: «Роль притч в духовно-нравственном воспитании дошкольника ».

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников в современных условиях ФГОС».

Вариативный модуль  72 часа

СКАЧАТЬ (полный материал)

                                                                                                                             Выполнил:

Лебедева Елена Юрьевна,

                                                                                          воспитатель МДОУ

детского сада

общеразвивающего вида № 27

«Лесная сказка»      

Воскресенск 2017 г.

 

 

 

Содержание:

Введение

3

Методический паспорт практико-значимой работы

5

Глава 1.

Теоретическое обоснование

9

1.1.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

 

9

1.2.Роль притч в воспитании дошкольников

12

1.3.Темы, свойства и функции притч

15

Глава 2.

Непосредственно-образовательная деятельность

18

2.1.Способы использования притч в воспитательно-образовательном процессе

18

2.2.Примеры организации работы с притчами

20

Заключение

30

Библиография

31

Приложение

32

 

 

Введение.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

 Ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей –  воспитателя воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Но это вовсе не означает, что он должен стать бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности, «в этой встрече двух душ рождается духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий».

 

Актуальность.

Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью.

Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольников  могут стать притчи. С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный  рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это не просто история, занимательный рассказ обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. Главное – объединиться всем здоровым силам общества и независимо от ведомственной, национальной или религиозной принадлежности вести скоординированную и целенаправленную работу во имя общего блага.

 

 

Нормативные документы.

  1. Закон РФ "Об образовании"1992г. №3266-1
  2. Конституция Российской федерации (Ст. 1, 10, 17, 15, 19, 32, 43, 50, 51, 52)
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / Под ред. В.А.Тишкова, А.М. Кондакова, А.Я.Данилюка

Методический паспорт практико-значимой работы.

Срок  реализации   проекта– 1 год (сентябрь 2017 года – сентябрь 2018 года).

Вид проекта - практико-ориентированный Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями  ДОУ д/с № 27 притч на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта: разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

 

Задачи реализации проекта:

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения притч;

- Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими  людьми;
- Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

- формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Новизна проекта:

Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Участники проекта:

-воспитатели;
-музыкальный руководитель;
- дети в возрасте от 3 до 7 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, художественная студия).

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- Формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ д/с №27, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МДОУ д/с № 27 с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

 показ притч (педагогом, детьми);

рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

наблюдение;

чтение педагогом божественной литературы;

воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

чтение и обыгрывание притч  воспитателем;

 загадывание и отгадывание загадок;

 рассматривание наглядного материала;

 рассказы детей о своих впечатлениях;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

3.Практический метод:

организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

проведение  игр: со строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
изготовление кукол к притчам;
организация  постановки притч;
проведение  экскурсий различной направленности;
организация  вечеров с родителями, для родителей;
изготовление с детьми наглядных пособий;
организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

 

Глава 1.Теоретическое обоснование.

1.1.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребенка до школы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.

Сравнительно легко в детстве происходит усвоение социальных норм. Можно оказать большее влияние на поведение и чувства, если ребенок еще мал. Намного позднее происходит осознание критериев морали, чем формируются алгоритм социального поведения и нравственные чувства. Что мы сейчас заложим в душу ребенка, проявится позднее, станет его жизнью.

Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии: религия проповедует уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность; призывает к умению прощать, терпеть, уступать.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей.

Радует то, что сегодня, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики.

Воспитание  души ребенка – это создание основы нравственных ценностей. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно приобрести и позже. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное.

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Воспитанники нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора (Рождество Христово, Святки, Пасха и другие). Они читают притчи, заучивают колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках используем в своей речи пословицы и потешки. Наблюдаем за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом.

Задача педагогов нашего дошкольного учреждения – научить ребенка осознано относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способным постоять за себя и за своих близких.

В духовно-нравственном воспитании нельзя забывать и о той атмосфере, в которой живет ребенок – атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью. Окружающая обстановка должна быть средством воспитания чувств, представлений, поведения.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева) истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность не возможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику. Доброта и любовь старших к детям учат детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными друг к другу. Тесное взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством (синтез искусств) обеспечивает более полное и более глубокое проникновение в духовно-нравственное начало личности ребенка. А следовательно, оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

1.2. Роль притч в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание имеет свои особенности и требует специальных педагогических технологий, отличающихся от традиционных. Особенностью парадигмы духовно-нравственного воспитания является тот факт, что педагог, не просто должен знать содержание материала, но должен всем сердцем принимать ценности духовно-нравственной направленности, сам жить по этим заповедям, осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Иначе педагог не будет убедителен, не сможет привить нравственные и духовные устои детям.

Существует философский принцип: подобное создается подобным: нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью.

Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности, «в этой встрече двух душ рождается духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий».

Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры направлено на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. Поэтому использование текстов различного содержания (в частности притчи) может стать большим «помощником» для педагога, где текст должен стать мощным инструментом для достижения воспитательных целей.

Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые духовно-нравственные ценности. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к воспитанникам и другим людям, к самому себе. Примеры увлеченного, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися являются мощным фактором воспитания и обучения.

Одним из условий духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры является принятие педагогом позиции ребенка, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, добрее. От педагога требуется умение не навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы детей, уметь адекватно реагировать на возможные провокации.

Должна быть создана доброжелательная атмосфера. Воспитатель при любых обстоятельствах должен стать для ребенка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде, педагогу важно заботиться о том, чтобы детская совесть была чиста, как капля утренней росы.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость – обязательные профессиональные качества педагога». Необходимо помнить, что главным качеством педагогического работника, которое должно лежать в основе всей его педагогической деятельности, должна быть любовь к детям.

Нельзя не остановиться на творческом подходе педагога в выборе содержания материала к непосредственно образовательной деятельности. Так, например, в силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе духовно-нравственного воспитание на основе православной культуры, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.  «Притча – загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ».

Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» – «тча» – «теча» – «теку» (бегу, поспешаю) – тот же самый, что и в слове «предтеча».  В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» – при, «мия» – путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни.

1.3.Темы, свойства и функции притч.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Свойства притч:

  1. краткость,
  2. не требует доказательств,
  3. подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,
  4. дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки,  не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок,
  5. строится на сравнении,
  6. предполагает мыслительную деятельность.

Педагогам необходимо знать, что учителя различных философских школ применяли притчу для определения ступени сознания учеников и степени их внутренней свободы, так как истинное понимание смысла притчи приходит только с освобождением от всяких стереотипов, шаблонного мышления и формальной логики – с пробуждением непосредственного восприятия и самостоятельного мышления. Расшифровка смысла и символики притчи в большей степени зависит от культурного уровня воспринимающего. Важно, чтобы педагог донес до детей важную мысль: хотя иногда притча сопровождается моралью, эта мораль, как правило, не исчерпывает всей полноты её смысла, а лишь акцентирует внимание на её определенных аспектах.

Притчи различных традиций имеют свои особенности. Так, например, в буддийских, конфуцианских, иудаистских притчах обычно действуют конкретно названные лица, что даёт привязку к реальному месту и времени, а в христианских или индуистских – действующие лица чаше всего не определены, обобщены.

С помощью притч каждая традиция раскрывает для самых простых умов глубочайшие тайны своего учения. Знания, заключенные в такую форму выражения, имеют многоуровневую систему. Каждый человек может воспользоваться только тем уровнем, который соответствует уровню его бытия.

Считается, что такая форма передачи Истинного знания стала необходимой из-за неспособности людей воспринимать новые истины в отвлеченной форме, тем более что многие истины, высказанные прямо, вызывали у слушателей недоумение, а порой даже ожесточение и отрицание. Когда ученики Христа спросили Его, почему он говорит притчами, Учитель ответил: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют» (Матф. ХIII, 10-13).

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она – шифр духа и понимается слушателем по его сознанию. Священные Писания всех народов хранят тот сокровенный смысл, который называется Истиной, а притчи помогают Ее постичь.

Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определенный набор нравственных качеств человека данного мировоззрения, выявляемый ситуацией. Образы и ситуации внешнего мира в притчах следует рассматривать, прежде всего, как «игру символов».

Прежде чем представить конкретную творческую работу педагога с притчами, определим функции притч (по А. Н. Иоффе):

  1. Функция зеркала. (Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу).
  2. Функция модели. (Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов).
  3. Функция опосредования. (Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании).
  4. Функция хранения опыта. (Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции).