Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №21 «Малышок»
г. Новоалтайска
Конспект занятия
Познавательного цикла
По ОБЖ в подготовительной к школе группе
Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения»
Составила воспитатель:
Кузнецова Марина Егоровна
г. Новоалтайск 2020 г.
Цель: Закрепить у детей знание правил дорожного движения на улицах города; познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходные переходы; расширять знания о правилах поведения детей на улице; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
Материал: набор нужных картинок по ОБЖ; куклы, обруч, самокат, клюшка, шайба, маски: зайца, собаки, котика, 3 цвета светофора; художественное слово; дорожные знаки.
Предварительная работа: выучить знаки, правила поведения на улицах города. Раздать стихи о светофоре. Подготовить детей к сценкам.
Ход занятия:
1ч.
В: - Ребята, мне сегодня хочется с вами поговорить о вашей безопасности. Где бы, вы не были, в деревне, в селе, в городе, большом или маленьком – везде всем нам надо строго соблюдать правила дорожного движения! Мы каждый день ходим по улице, где дорога важная часть нашей жизни. Транспорт и дороги, особенно в городе, уже давно стали источником опасности.
Водители, пассажиры и пешеходы, все мы участники дорожного движения, и все одинаково несём ответственность за ситуацию на дороге. А общая безопасность для всех, зависит от сознательного выполнения всеми участниками правил дорожного движения. Это просто необходимо для безопасности пешеходов и транспорта.
По городу, по улице
Не ходят просто так;
Когда не знаешь правила,
Легко попасть в просак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
В: - Ребята! До сих пор по улицам вы ходили с мамами и папами. А скоро вы пойдёте в школу, и вам придётся самостоятельно ходить по улицам. А по улицам и дорогам движется много машин, и в не положенных местах переходить улицу, где нам хочется, опасно. Только вы не подумайте, что на улицах царит полный беспорядок: по проезжей части едут машины: легковые, грузовые, специализированные. Какие, например, машины можно встретить на дорогах и улицах города?
Д … (называют знакомый транспорт)
В: - Вот видите, сколько машин, и все движутся в своём направлении по разным делам. И на тротуарах много спешащих людей, то есть пешеходов.
Чтобы улицей бурливой
Шумной, звонкой, говорливой
И проехать , и пройти – будь внимателен в пути!
2ч.
В: - на самом деле, всё движение на улицах городов происходит по строгим правилам – правилам дорожного движения. И для пешеходов, и для водителей есть специальные правила. Многие из них вы уже знаете. Давайте вспомним, как нужно переходить дорогу.
Д…
1р. - По улице необходимо всем пешеходам ходить спокойным шагом
2р. - По тротуару нужно идти только по правой стороне
3р. - Переходить улицу надо только при зелёном сигнале светофора
4р. - Дорогу переходить только по переходам, зебрам
В:
Есть на каждом перекрёстке
Пешеходный переход,
Перейти и дорогу просто
Здесь без риска и хлопот.
- Ребята, в больших городах есть очень широкие дороги, и пешеходы не успевают перейти на другую сторону. Те кто не успел перейти, должны остановиться на середине, между дорогами – там обязательно есть островок безопасности, или есть специальная линия, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений.
(Показ иллюстраций)
- так где же должны остаться пешеходы, если не успели перейти всю дорогу, и загорелся красный свет?
Д …
В: - Правильно. А какое ещё важное правило мы ещё не назвали?
Д…
5р - На дороге нельзя играть, кататься на коньках, самокате, санках, велосипеде, ледянках.
В: - Ребята, вы молодцы, много правил вспомнили, но есть ещё важные правила, которые необходимо знать и всегда о них помнить и детям и взрослым – это правила ответственности, внимания, сосредоточенности, чуткости, отзывчивости к другим людям, и готовности оказать помощь, кому она необходима.
Кто, из вас ,хочет рассказать, как должны выполнять эти правила?
( предложить рассказать нескольким желающим детям)
Д …
В: Вот какие вы молодцы, а сейчас всё вспомним и поиграем.
Физминутка
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.
Солнце глянуло в кроватку:
1,2,3,4,5.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
1,2 – руки вытянуть пошире,
Наклониться – 3,4.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
1,2,3,4,5.
3ч.
В: ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
С тремя глазами живёт,
По очереди ими мигает.
Как мигнёт – порядок на дороге наведёт.
Что это такое? (светофор)
Воспитатель надевает шапочки-маски детям: 3 цвета светофора
В:
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри.
1 р. (в шапочке с красным окошечком)
Если в окошечке красный горит,
«Стой! Не спеши!» он говорит.
Красный свет – идти опасно!
Подожди, постой немножко!
Не рискуй собой напрасно.
2р. (в шапочке с жёлтым окошечком)
Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко,
Подожди, постой немножко.
3р. (в шапочке с зелёным окошечком)
Если в окошке зелёный горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Зелёный свет зажёгся вдруг –
Теперь идти мы можем.
Ты, светофор, хороший друг
Шофёрам и прохожим.
В: Светофоры, ребята, стоят на перекрёстках улиц. Для всякого шофёра перекрёсток – самое неприятное место. И опытный водитель помнит: приближаясь к перекрёстку, сбавь скорость и будь особенно внимателен. Представьте себе, на перекрёстке машины подъезжают с 4 – х сторон. Да не по 1-й, а по 2-е, или даже по 3 машины рядом. Этой нужно только пересечь улицу, той – повернуть на право, а этой – на лево. Вот тут и разберись: кто должен проехать через перекрёсток первым, кто вторым, кто третьим? А проехать нужно так, чтобы не задеть друг друга, не задержать движения, а на тротуарах стоят и ждут пешеходы, ждут своей очереди чтобы перейти дорогу и попасть на свою улицу. Поэтому существуют строгие правила дорожного движения для водителей и пешеходов. Которые необходимо точно соблюдать – это есть один из важных аспектов воспитания безопасного поведения для всех, кто находится на улицах города.
4ч.
В: А теперь посмотрите, что может случиться с теми, кто не выполняет правил дорожного движения.
(подготовленные дети импровизируют различные действия в момент чтения стихотворных строк)
1р.
Мы частенько замечаем
И для вас изображаем.
Шалунов на мостовой,
Тех, кто к правилам движения
Не имеет уважения
И рискует головой.
Чтоб несчастья избежать,
Просим им не подражать!
1-я сцена: мальчик играет на дороге в хоккей.
Вдоль по улице гонялся
С клюшкою мальчишка,
Хорошо, что жив остался –
В синяках да шишках.
В: можно ли, ребята, на дороге играть? Где дети должны играть?
Д …
2-я сцена: по дороге катится мальчик на самокате.
2р.
Ты не в цирке! Здесь дорога!
Подвернётся руль немного:
Ну, кого ты удивишь
Под машину угодишь?
В: - Ребята, где можно кататься на самокате?
Д …
3-я сцена: Люба по дороге катает обруч.
3р.
Как за Лизу не бояться?
Попадёт она в беду!
В: Ребята, где Люба должна играть с обручем?
Д …
4-я сцена: мальчик в маске собачки перебегает дорогу наискосок.
4р.
А это что ещё за мода
Перебегать наискосок?
Ты видел знаки пешехода?
А где дорогу пересёк?
В: Дети, подскажите, как и где собачка должна переходить дорогу?
Д …
5-я сцена: идёт машина, котик и зайка бегают и играют в догонялки на дороге.
5р.
Друзья несутся во всю прыть,
А мы за них в тревоге.
Машину не остановить
На ледяной дороге!
В: - Ребята, котик и зайка правильно выбрали место для игры? Где должны играть дети?
Д …
6-я сцена: 2 мамы и 2 девочки с куклами встали на переход. Мамы разговаривают между собой, оставив детей на дороге.
6р:
Заболтались две мамаши
И забыли всё на свете,
Оглянись! Это ваши
Под машину лезут дети!
Мамы подбегают к детям и уносят их на тротуар. Мимо идут машины.
В: - Ребята, для чего взрослым и детям необходимо выполнять правила дорожного движения?
Д …
В: Для безопасного движения транспорта и пешеходов. Нужно правила движения – выполнять без возражения.
Итог:
В: Дорога – это зона ответственности за жизни людей со стороны водителей и пешеходов. Взрослые и дети должны вести себя уверенно, серьёзно, сосредоточенно, чутко. И если увидите, что другие дети создают опасную ситуацию, объясните им, чем это грозит, и предупредите взрослых.
Город, в котором
С тобой мы живём,
Можно по праву
Сравнить с букварём.
Вот она азбука – над головой.
Что такое, в самом деле,
Словно мы на карусели!
Мы на площади с тобой –
Здесь дороги нет прямой.
Азбука улиц,
Проспектов, дорог,
Город даёт нам
Всё время урок.
Я.Пишумов