Гарина Наталья Викторовна
Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственность, среда (социальная, биологическая), воспитание, собственная практическая деятельность человека. Эти факторы действуют вместе в сложной структуре развития. Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности.
«Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».
В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе.
У детей с ОВЗ системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование театрального искусства, в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка.
Учитывая особенности развития детей, разработала программу, где определила следующие задачи:
развивающие:
- Развитие творческих способностей, активности детей.
- Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
- Расширение представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к костюмам, театральным атрибутам.
- Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях.
- Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками, сверстниками.
коррекционные:
- Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, связной речи.
- Развитие артикуляционного аппарата, закрепление поставленных звуков в речи.
- Развитие мимики, интонационной выразительности речи, дикции.
- Развитие координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
- Развитие социальных навыков поведения: умение общаться с разными людьми, умение мирно разрешать конфликты.
- Коррекция эмоционально-волевой сферы: умение понимать эмоции окружающих, умение адекватно эмоционально реагировать в проблемных ситуациях
Особенности развития детей с ОВЗ, их низкая познавательная активность, узкий кругозор, трудности в запоминании текстов – всё это вызвало необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе кружка большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке: «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др.
Работа над каждой сказкой проходит следующие этапы:
- чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;
- просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;
- коррекционные упражнения: обводки, разрезные картинки;
- изодеятельность: лепка, раскраски, рисование по мотивам сказки;
- совместное изготовление элементов костюмов и плоскостных декораций;
- распределение ролей, разучивание слов, репетиции.
Кроме этого на занятиях включаются:
ü хороводные, речевые игры («Гори- гори ясно», «Мы лисичку зовем», «Дедушка Водяной» - в основном из программы дошкольного воспитания);
ü логоритмические упражнения, разучивание танцевальных движений;
ü пальчиковые игры;
ü упражнения на развитие артикуляции, дыхания («Шар», «Задуем свечу»);
ü упражнения на развитие дикции, интонации (скороговорки, чистоговорки);
ü этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др.
Приоритетным в работе с детьми с ОВЗ является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое, внимательное отношение к детям. Так при распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей.
Использование приемов театрализации формирует у детей слушательскую и зрительскую культуру, обогащает жизненными впечатлениями, реабилитирует личностные качества, помогает осмыслению жизненных задач, развитию творческих способностей, что является важной задачей в подготовке ребёнка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельности и трудовой деятельности. Так в процессе подготовки спектакля, дети вместе продумывают оформление, изготавливают декорации, элементы костюмов, учатся уважать и оценивать труд своих сверстников. Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.
В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не понимают шуток, что приводит к агрессии и конфликтам.
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей с ОВЗ, а главным образом, на развитие личности.