Проект в подготовительной группе 10 «Мудрость рядом с нами», посвященный дню пожилого человека.
Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители, дедушки и бабушки детей
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Цель проекта: Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению, как к уважаемым членам общества, носителям традиций, через приобщение их к активному сотрудничеству, разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.
Задачи проекта:
- расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.
- формировать интерес к своей семье и учить делиться своими впечатлениями, историями из жизни;
- развивать стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением;
- учить проявлять чуткое, ласковое отношение к бабушкам и дедушкам;
-включаться в общение с представителями старшего поколения.
- Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким, пожилым людям); совершенствование навыков культуры поведения. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками
Проблемный вопрос:
День пожилого человека - это добрый и светлый праздник, в этот день мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня, так как он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилого человека, существующим в современном обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей и также о проблеме демографического старения общества в целом. Не станет наших дедушек и бабушек, кто же нам передаст знания об истории семейных реликвий.
Актуальность:
Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году
Гипотеза: если работа по формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению будет носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и в непосредственно – образовательной деятельности, то это позволит расширить представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.
Предварительная работа с детьми:
- беседа о пожилых людях,
- тематическое оформление групповой комнаты,
- дополнение уголков (книжный, социально-нравственный, уголок творчества, уголок умственного развития, театральный уголок) новыми материалами (книги различного содержания, назначения, оформления),
- чтение детских сказок, рассказов, стихов,
- выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания,
- подбор иллюстративного материала для знакомства детей с праздником «День пожилого человека.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально-технические ресурсы:
- Ø подбор методической и художественной литературы;
- Ø подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
- Ø дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры;
- Ø подбор презентаций по теме;
- Ø выставка книг, рисунков, фотовыставка с участием родителей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- Ø заинтересованность педагогов, детей и роди
- Ø методические разработки.
Методы реализации проекта:
- Ø игровые (дидактические, настольные, подвижные, словесные игры);
- Ø словесные: чтение стихов, сказок, рассказов, легенд, загадок; разговор, беседа, рассказ воспитателя и детей;
- Ø практические: совместные действия воспитателя и ребенка, проведение опытов, экспериментов;
- Ø наглядные: просмотр презентаций, рассматривание энциклопедий, предметных картинок, фотографий, иллюстраций, мультфильмов, тематических выставок рисунков.
Этапы реализации проекта
Этапы
|
Определение цели, задач. Изучение методической литературы. |
Организационный (подготовительный) |
* Составление плана проекта. * Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта). * Выявление уровня знаний детей по теме проекта (методом беседы). * Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. * Выбор форм работы с родителями. * Выбор основных мероприятий. * Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. * Совместное с детьми размышление о проведении досуга для бабушек и дедушек. * Определение и формулировка ожидаемых результатов. |
Основной (практический) |
* Составление консультаций, бесед, рекомендаций. * Творческие задания для родителей и детей. * Совместные мероприятия с детьми: беседы, наблюдения, НОД с детьми, развлечения, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность: подготовить концертную программу к досугу «Бабушки и дедушки в гостях», изготовить своими руками подарки для бабушек - аппликация «Дерево любви», оформить выставку рисунков, заучивание стихов, пословиц, физминуток, отработка дикции, выразительности речи. |
Заключительный (итог) |
*Сбор полученного материала по проекту. * Выявление уровня знаний детей (методом беседы). * Досуг «Бабушки и дедушки в гостях» |
Комплексно- тематический план работы
Тема |
Цель, задачи |
Формы работы |
«Бабушка рядышком с дедушкой» |
Дать представление о международном празднике «День пожилого человека». Способствовать освоению детьми первоначальных представлений социального характера на основе формирования семейной принадлежности. Информировать родителей о роли старшего поколения в воспитании ребенка |
Беседа. Рассматривание репродукций картин на тему: «Пожилой человек». Просмотр презентации «Наши бабушки и дедушки». Просмотр мультфильма «День рожденья бабушки». Консультация для родителей. «Роль бабушек и дедушек в воспитании дошкольников». Чтение художественной литературы А. Барто «Было у бабушки сорок внучат», «Бабушка». Слушание песни «Бабушка рядышком с дедушкой» Р. Паульс. Оформление книжного уголка.
|
«А моя бабушка (дедушка)…» |
Учить ребенка использовать речь для выражения своих мыслей по поводу взаимоотношений со старшим поколением. Развивать связную речь, умение грамматически правильно строить предложения. Воспитывать гордость за своих близких.
Учить детей оформлять в единую композицию собранные материалы. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами. Учить детей слышать и понимать мелодику и ритм стихотворения, выразительно декламировать его, передавать свои чувства к бабушке. Подводить к пониманию, что выразительно исполненное стихотворение доставит радость и удовольствие бабушке. |
Беседа с рассматриванием фотографий «Мои любимые» (рассказы детей о своих близких и родных пожилых людях, как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время). Интервью детей. «Почему моя бабушка лучше всех?», «Какие мои бабушка и дедушка?» Организация выставки фотографий «Рядышком с бабушкой дедушкой…». Организация выставки творческих работ «Моя бабушка рукодельница». Изготовление стенгазеты «Бабушка рядышком с дедушкой». Разучивание стихотворения «Моя бабушка»Р.Рождественского. |
Мы заботимся о бабушках и дедушках
|
Познакомить детей с различными ситуациями, происходящими в ходе повседневного общения взрослых и детей, обогащать опыт проявления любви и заботы о пожилых людях. Стимулировать желание делать что-то хорошее, полезное, доброе для близких людей. |
«Поздравительная открытка для бабушек и дедушек». Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки». Дидактические игры «Назови ласково», «Закончи предложение». Игра со строительным материалом «Дача для дедушки и бабушки».
|
Наши руки не для скуки |
Познакомить детей с «дворовыми» подвижными играми «Горелки», «Казаки-разбойники», «Лапта» и др. Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким, потребность радовать их добрыми делами и подарками. Подвести детей к пониманию, что подарок, изготовленный своими руками дорог и важен для близких. |
Игры, в которые играли наши прадедушки» Педагогическая игровая ситуация - игра на развитие мелкой моторики рук - «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок). Изготовление подарков (изготовление открыток) ко дню пожилого человека. Слушание песен: «Бабушки-старушки» В. Добрынин; «Бабушка и дедушка» исп. Детский хор. |
Золотые руки наших бабушек и дедушек
|
Формирование чувства гордости за своих родных. Поддерживать интерес детей к общению с людьми старшего поколения. Формирование трудовых навыков, обучение практическим умениям. |
Выставка творческих работ «Золотые руки наших бабушек и дедушек». Беседа «О чем рассказал дедушкин молоток» Просмотр мультфильма «Встречайте бабушку"
|
Продукт проекта:
- Ø Раскрашивание раскрасок «Дедушки и бабушки».
- Индивидуальная беседа «Бабушкино любимое занятие.
- Изготовление подарков (аппликация) «Дерево любви».
Заключение
Оценка результатов проекта:
- Ø дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.
- Ø проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
- Ø проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.
- Ø понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект был успешно реализован, учитывая приобретенный опыт и соответствующие корректировки, он может быть снова запущен в работу.