Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8544 Проект «Мудрость рядом с нами»

Опубликовано 21.04.2024
Васильева Альфия Исхаковна
МБДОУ № 225,
г. Ростов - на - Дону
Воспитатель

 

Проект в подготовительной группе 10  «Мудрость рядом с нами», посвященный дню пожилого человека.

 

Тип проекта: информационно – познавательный,  творческий.

Участники проекта: воспитанники  подготовительной  группы, воспитатели, родители, дедушки и бабушки детей

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

 

Цель проекта: Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению, как к уважаемым членам общества, носителям традиций, через приобщение их к активному сотрудничеству, разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.

Задачи проекта:

- расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.

- формировать интерес к своей семье и учить делиться своими впечатлениями, историями из жизни;

- развивать стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением;

- учить проявлять чуткое, ласковое отношение к бабушкам и дедушкам;

-включаться в общение с представителями старшего поколения.

- Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким,  пожилым людям); совершенствование навыков культуры поведения. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками

Проблемный вопрос: 

       День пожилого человека - это добрый и светлый праздник, в этот день мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня, так как он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилого человека, существующим в современном обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей и также о проблеме демографического старения общества в целом. Не станет наших дедушек и бабушек, кто же нам передаст знания об истории семейных реликвий.

Актуальность: 

          Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.                                                                                                  

           1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году

Гипотеза: если работа по формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению  будет носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и в непосредственно – образовательной деятельности, то это позволит расширить представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.

Предварительная работа с детьми:

  • беседа о пожилых людях,
  • тематическое оформление групповой комнаты,
  • дополнение уголков (книжный, социально-нравственный, уголок творчества, уголок умственного развития, театральный уголок) новыми материалами (книги различного содержания, назначения, оформления),
  • чтение детских сказок, рассказов, стихов,
    • выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания,
    • подбор иллюстративного материала для знакомства детей с праздником «День пожилого человека.

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материально-технические ресурсы:

  • Ø подбор методической и художественной литературы;
  • Ø подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
  • Ø дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры;
  • Ø подбор презентаций по теме;
  • Ø выставка книг, рисунков, фотовыставка с участием родителей.

Необходимые условия для реализации проекта:

  • Ø заинтересованность педагогов, детей и роди
  • Ø методические разработки.

Методы реализации проекта:

  • Ø игровые  (дидактические, настольные, подвижные, словесные игры);
  • Ø словесные:  чтение стихов, сказок, рассказов, легенд, загадок; разговор, беседа,  рассказ воспитателя и детей;
  • Ø практические:  совместные действия воспитателя и ребенка, проведение опытов, экспериментов;
  • Ø наглядные:  просмотр презентаций, рассматривание энциклопедий, предметных картинок, фотографий, иллюстраций, мультфильмов, тематических выставок рисунков.

 

Этапы реализации проекта

 

Этапы

 

Определение цели, задач.

Изучение методической литературы.

 

Организационный

(подготовительный)

* Составление плана проекта.

* Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).

* Выявление уровня знаний детей  по теме проекта (методом беседы).

* Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

* Выбор форм работы с родителями.

* Выбор основных мероприятий.

* Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

* Совместное с детьми размышление о проведении досуга для бабушек и дедушек.

* Определение и формулировка ожидаемых результатов.

 

Основной

(практический)

* Составление консультаций, бесед, рекомендаций.

* Творческие задания для родителей и детей.

* Совместные мероприятия с детьми:

беседы, наблюдения, НОД с детьми, развлечения, чтение художественной литературы,  игровая и художественно-продуктивная деятельность: подготовить концертную программу к досугу «Бабушки и дедушки в гостях»,  изготовить своими руками подарки для бабушек  - аппликация «Дерево любви»,  оформить выставку рисунков, заучивание стихов, пословиц,  физминуток, отработка дикции, выразительности речи.

 

Заключительный

(итог)

*Сбор полученного материала по проекту.

* Выявление уровня знаний детей (методом беседы).

* Досуг «Бабушки и дедушки в гостях»

 

Комплексно- тематический план работы

 

Тема

Цель, задачи

Формы работы

«Бабушка рядышком с дедушкой»

Дать представление о международном празднике «День пожилого человека». Способствовать освоению детьми первоначальных представлений социального характера на основе формирования семейной принадлежности.

Информировать родителей о роли старшего поколения в воспитании ребенка

Беседа. Рассматривание репродукций картин на тему: «Пожилой человек». Просмотр презентации «Наши бабушки и дедушки». Просмотр мультфильма «День рожденья бабушки».

Консультация для родителей. «Роль бабушек и дедушек в воспитании дошкольников».

Чтение художественной литературы А. Барто «Было у бабушки сорок внучат», «Бабушка».

Слушание песни «Бабушка рядышком с дедушкой» Р. Паульс.

Оформление книжного уголка.

 

«А моя бабушка

(дедушка)…»

Учить ребенка использовать речь для выражения своих мыслей по поводу взаимоотношений со старшим поколением. Развивать связную речь, умение грамматически правильно строить предложения.

Воспитывать гордость за своих близких.

 

Учить детей оформлять в единую композицию собранные материалы. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами. Учить детей слышать и понимать мелодику и ритм стихотворения, выразительно декламировать его, передавать свои чувства к бабушке. Подводить к пониманию, что выразительно исполненное стихотворение доставит радость и удовольствие бабушке.

Беседа с рассматриванием фотографий «Мои любимые» (рассказы детей о своих близких и родных пожилых людях, как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время).

Интервью детей. «Почему моя бабушка лучше всех?», «Какие мои бабушка и дедушка?»

Организация выставки фотографий «Рядышком с бабушкой дедушкой…». Организация выставки творческих работ «Моя бабушка рукодельница».

Изготовление стенгазеты «Бабушка рядышком с дедушкой».

Разучивание стихотворения «Моя бабушка»Р.Рождественского.

Мы заботимся о бабушках и

дедушках

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить детей с различными ситуациями, происходящими в ходе повседневного общения взрослых и детей, обогащать опыт проявления любви и заботы о пожилых людях. Стимулировать желание делать что-то хорошее, полезное, доброе для близких людей.

 «Поздравительная открытка для бабушек и дедушек».

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки».

Дидактические игры «Назови ласково», «Закончи предложение».

Игра со строительным материалом «Дача для дедушки и бабушки».

 

Наши руки не

для скуки

Познакомить детей с «дворовыми» подвижными играми «Горелки», «Казаки-разбойники»,

«Лапта» и др.

Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким, потребность радовать их добрыми делами и подарками. Подвести детей к пониманию, что подарок, изготовленный своими руками дорог и важен для близких.

Игры, в которые играли наши прадедушки»

Педагогическая игровая ситуация - игра на развитие мелкой моторики рук - «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок). Изготовление подарков (изготовление открыток) ко дню пожилого человека.

Слушание песен: «Бабушки-старушки» В. Добрынин; «Бабушка и дедушка» исп. Детский хор.

Золотые руки наших бабушек и

дедушек

 

Формирование чувства гордости за своих родных.

Поддерживать интерес детей к общению с людьми старшего поколения.

Формирование трудовых навыков, обучение практическим умениям.

Выставка творческих работ «Золотые руки наших бабушек и дедушек».

Беседа «О чем рассказал дедушкин молоток»

Просмотр мультфильма «Встречайте бабушку"

 

 

Продукт проекта:

 

  • Ø Раскрашивание раскрасок «Дедушки и бабушки».
  • Индивидуальная беседа «Бабушкино любимое занятие.
  • Изготовление подарков (аппликация) «Дерево любви».

 

 

Заключение

 

Оценка результатов проекта:

  • Ø дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.
  • Ø проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
  • Ø проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.
  • Ø понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект был успешно реализован, учитывая приобретенный опыт и соответствующие корректировки, он может быть снова запущен в работу.