МДОБУ «Сертоловский ДСКВ№2»
Краткосрочный проект
«И вновь пришла весна!»
СКАЧАТЬ (полный проект с фото)
Выполнили : Выборова Л.С.
Боровинская А.Н.
2024
Актуальность.
Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.
Данный проект позволит в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
В подготовительном к школе дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т.д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.
Тип проекта: Информационно-творческий.
Продолжительность проекта:Средней продолжительности -март
Вид проекта. Познавательно – игровой, групповой.
Методы проекта.
Наглядные: наблюдения, экскурсии, энциклопедии, фотографии, картины, книги, мультемедийные презентации.
Словесные: Беседы, чтение художественной литературы
Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность
Игровые: Сюжетно-ролевые игры, дидактические
Участники проекта. Воспитатели, воспитанники группы Почемучки», родители.
Цель: Ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы весной.
2. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру в весеннее время года.
3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
4. Расширить представление о сезонных изменениях в природе.
5. Углубить знания детей о жизни птиц и животных в весенний период.
6. Развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость и творчество детей;
7. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Образовательные области. Познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Реализации проекта
I этап: Организационно - подготовительный
Детям предлагается обсудить вопросы:
Чем отличается весна от других времен года? Какие изменения происходят с растениями и жизнью насекомых, птиц и животных?
II этап: Рефлексивно – диагностический.
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
III этап: Практический.
Непосредственно образовательная деятельность. /см.Приложение/
Беседы: «Весна - красна!», «Кто больше радуется весне?», «Первоцветы», «О чем поют весенние птицы?»
Творческая деятельность: Конструирование из бумаги: ««девочка-Веснушка», «Кораблики». Лепка: «Птицы», «Насекомые». Рисование: «Весенний лес», «Насекомые», «Первоцветы». Аппликация: «Букет цветов»
Чтение художественной литературы: изучение энциклопедий, чтение произведений А. Плещеев «Уж тает снег…», А. Пушкин «Улыбкой ясною природа», Б. Заходер «Долго шла весна», В. Бианки «Синичкин календарь», Я. Аким «Села на лавочку первая бабочка», Соколов «Времена года», Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Коммуникация: Рассматривание картин о природе Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна», «Март»
Музыка: Слушание П.И.Чайковский альбом «Времена года»: «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди «Весна»; разучивание песен о весне.
Игры для свободной деятельности:
Дидактические игры:
- «Подбери слово»
- «Кто, где живет?»
- «Назови растения»
- «Угадай животное»
- «Чей листок?»
- «Где растет?»
Сюжетно ролевая игра: - «На даче»
Режиссерская игра «Изобрази животное, а ты угадай»
Исследовательская деятельность:
- посадка фиалки «Огород на окне»;
- посев семян цветов для рассады;
- наблюдение за ветками деревьев;
- эксперименты с водой
Взаимодействие с родителями: сбор иллюстраций, картинок, фотографий, придумывание, составление загадок о весне. Создание выставки: «Весна!!»
Ожидаемые результаты:
Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность.
У детей воспитана любовь и интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру.
Интерес родителей к вопросам экологического воспитания.
Календарный план реализации проекта
Форма организации детей |
Название |
Задачи |
Совместная деятельность (беседа) |
Путешествие в весенний лес |
Формировать представление детей о весенних изменениях в природе |
Совместная деятельность (беседа) |
Сравнение одуванчика и тюльпана |
Учить детей различать и называть первоцветы. Закреплять умение правильно называть основные части растения |
Совместная деятельность Аппликация |
«Первый подснежник»
|
. Закреплять навыки намазывания клеем и приклеивания. |
Рисование
|
«Насекомые» «Цветы»
|
Создать у детей радостное настроение. Воспитывать бережное отношение к растениям, не причинять вреда полезным насекомым. |
Лепка
|
«Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите» |
Вызвать интерес, желание слепить божью коровку, используя природный материал. Воспитывать любовь к природе – желание спасти листочки деревьев от вредителей» |
Совместная деятельность (беседа, наблюдение, труд на участке) |
«Наблюдение за таянием снега»
|
Расширять представления детей о круговороте воды. |
Совместная деятельность (беседа, опытно-экспериментальная деятельность, труд на участке) |
«Вода нужна всем» |
Показать детям значение воды для всего живого. Воспитывать желание принимать участие в уходе за цветами. |
Совместная деятельность (беседа) |
«Как вести себя в природе» |
Дать детям знания о культуре поведения в природе. Учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих
|
Итоговое мероприятие по реализации проекта |
«Что узнали нового?» |
Обобщение полученных знаний |
Образовательная область «Познание»
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность) :
- конструирование из бумаги «Крокусы»;
Формирование элементарных математических представлений
- составление геометрической картины «8 Марта» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.) ;
- дидактические игры: «Сколько рисунков лишних» (весенние явления природы, разрезные картинки, пазлы с весенней тематикой и т. п.
Формирование целостной картины мира
- наблюдения за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.) .
- беседы о весенней природе с помощью наводящих вопросов:
Каким бывает снег весной?
Как называется явление весной, когда тает большое количество льда и снега?
Как вы думаете, куда потом девается вода?
Как изменилась жизнь животных?
Какие птицы возвращаются к нам весной?
Что они будут делать? и т. д.
- просмотр фото-сюжетов о весне;
- дидактические игры «Когда это бывает», «Тайна времени» (последовательность весенних месяцев, времён года) ;
- совместное с родителями составление мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвращаются птицы», «Почему тает снег» и т. д.
Образовательная область «Коммуникация»
- фантазии, рассказы на темы:
«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п.
- речевые игры:
«Подбери слово» (к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п.,
«Где спрятался звук? » (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С»: ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с) ;
«Чей хвост? » (образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский и т. д.)
«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнце, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капель, насекомое – насекомые, дерево – деревья и т. д.)
- речевые логические задачи: «Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек? »;
Образовательная область «Труд»
Организация проращивания семян гороха, бобов, огурцов, помидоров, цветов для последующего высаживания рассады в открытый грунт.
Образовательная область «Социализация»
Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Времена года», «Угадай дерево по листу», «Угадай по описанию», «Парочки», «Найди дерево по семенам», «Летает – не летает»;
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весенний бал» и др.
Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка», игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п.
Образовательная область «Физическая культура»
- эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,
- подвижные игры: с мячом «Когда это бывает?», с бегом «Охотники и звери», «Перелет птиц» и т. п.
- ритмические физминутки «Звери на зарядке», «Весенний ветер» и т. п.
Образовательные области «Здоровье и безопасность»
- беседы, обсуждения: «Какие опасности таятся на улице весной?» (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей? ».
Игра «Живая – неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе) объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой – синим;
Логические цепочки – детям предлагается установить взаимосвязи:
- Зима – мало солнечных дней – короткий день – длинная ночь – как чувствует себя человек? (хочет спать, хочется тепла и т. д.)
Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение
Литература:
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.
Приложение №1
Непосредственно – образовательная деятельность.
Тема «Весна»
Цель: Обогащение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе весной.
Задачи:
Учить: устанавливать причинно-следственные связи; составлять из частей целое.
2. Закреплять: знания детей о природных явлениях весной; умение разгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки.
3. Развивать: речь, внимание, память.
4. Воспитывать: бережное отношение к природе.
Ход занятия:
- Отгадайте загадку:
Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
- А что еще происходит в природе весной? ( Становится теплее, бегут ручьи, появляются почки на деревьях, люди одеваются в более легкую одежду.)
- Как вы думаете, куда бегут ручейки? (Предположения детей)
- Правильно, какие-то ручейки впитываются в землю, часть ручейков стекается в озеро, а часть - в реку. В реке воды становится так много, что она выходит из берегов и разливается. Такое явление называется половодье.
- Посмотрите, к нам прибежал зайчик. Как вы думаете, он готов к весне? (Не готов, он в белой шубке)
- Для чего зайчонку нужно поменять белую шубку на серую? (В белой шубке видно на земле, шубка очень теплая)
- Правильно, белая шубка очень теплая и заметная на земле, в ней весной зайчонку будет жарко и трудно спрятаться от волка и лисы.
- Ребята, как вы думаете, где быстрее растает снег на горке или в низине?
- На горке снег тает быстрее, горка находится ближе к солнышку, получает больше тепла. Место, где растаял снег, называется проталина.
На проталинах быстрее просыпаются муравьи, жучки, появляются первые цветы.
Тема: «Насекомые».
Задачи:
- закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;
- развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость;
- учить отгадывать загадки о насекомых;
- воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Загадки.
На ромашку у ворот
Опустился самолёт.
Золотистые глаза,
Кто же это? (Стрекоза.)
А вот малюсенький малыш,
На плечах – соломинка.
Его в очках не разглядишь,
А он сильнее слоника.
(Муравей.)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
( Оса).
Кто на них руками машет-
Нос и лоб зелёнкой мажет.
А кто к ним не пристаёт-
С мёдом ест и с мёдом пьёт.
(Пчёлы.)
Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю.
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю,
Свой дом покидаю,
На лугу порхаю.(Бабочка)
Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький … (кузнечик)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …Жук.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Игра «Найди только насекомых»
Чтобы не ошибиться мы вспомним общие признаки насекомых. У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, шесть лапок.
Для чего им нужны крылья?...
Для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения).
Каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ) А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ) А от кого они прячутся? (ответ)
Божья коровка. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!
Дидактические игры и упражнения
Медведь и пчёлы
Задачи: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.
Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.
В ясный, солнечный денёк,
Весело порхая,
Собирает мёд
Пчёлка полевая.
У пчелы полно забот:
Над цветком пчела кружит,
Добывать ей надо мёд,
Про дела свои жужжит –
Жу-жу-жу-жу.
Друг за другом полетели
ж-ж-ж,
Дружно песенку запели –
ж-ж-ж:
- Я устали не знаю – ж-ж-ж,
Среди цветков летаю – ж-ж-ж,
И мёд там собираю – ж-ж-ж.
- Осторожно, пчёлки!
Здесь медведь за ёлкой.
В улей улетайте
И свой мёд спасайте.
Пчёлки и ласточка
Задачи: закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.
«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)
Пчёлки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)
Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.
Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»
Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.
Дидактическое упражнение на внимание
«Найди ошибку художника»
Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.
Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.
Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,
ловкость.
Упражнение «Насекомые над лугом»
Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.
Физкультурная минутка.
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.