ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Недаром говорят в Китае:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта:
Познавательно – исследовательский, творческий.
Тип проекта:
Коллективный
Продолжительность:
Среднесрочный (2 мес)
Участники:
Дети средней группы «Почемучки», родители воспитанников, воспитатели.
Ответственный за разработку плана проекта:
Старший воспитатель, Дорохова Т.М.
Ответственные за реализацию проекта:
Воспитатели группы
Образовательные области:
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие
Цель проекта:
Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.
Задачи проекта:
1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая;
2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий;
3. Расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
4. Формировать представления о значении воды в жизни человека.
5. Вызвать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей
Предполагаемые результаты:
1.Созданная пространственная среда будет стимулировать детей к исследовательской и поисковой деятельности;
2.Дошкольники расширят и закрепят представления о свойствах воды, ее значении и научатся бережному отношению к воде, как к необходимому источнику жизни;
3. У родителей воспитанников повысится интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
Предварительная работа:
- Определение направленности проекта, целей и задач;
- Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
- Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
- Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
- Подбор литературных произведений по теме проекта.
Работа с родителями:
Сбор материала, совместное оформление мини – лаборатории, совместные мероприятия.
Этап работы над проектом
I этап- подготовительный.
- внедрение в проект образов сказочных героев;
- посвящение детей в «Эколята»;
- изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту
II этап- основной
- совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей;
- включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;
- активизация взаимодействия родителей с детьми в проектной деятельности;
III этап- заключительный
- подведение итогов деятельности в рамках проекта;
- итоговые мероприятия.