Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7312 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Опубликовано 14.08.2022
Скрыпник Дарья Вячеславовна
МБДОУ ДСКВ №14 Ейск
Воспитатель

 

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать- реализацию различных образовательных программ;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

Развивающая среда построена на следующих принципах:

  • насыщенность;
  • трансформируемость;
  • полифункциональность;
  • вариативность;
  • доступность;
  • безопасность.

Название центра

Основное предназначение

Оснащенность

Центр игр спортивной тематики

 

Расширение индивидуального двигательного опыта в  самостоятельной  деятельности

Оборудование для ходьбы, бега, равновесия

Для прыжков

Для катания, бросания, ловли 

Для ползания и лазания

Атрибуты к подвижным играм

Нетрадиционное физкультурное оборудование

Центр развивающих игр

 

Расширение познавательного сенсорного опыта детей

Дидактический материал по сенсорному воспитанию

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Познавательный материал

Материал для детского экспериментирования

Центр игр строительной тематики

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Напольный строительный материал;

Настольный строительный материал

Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями)

Мягкие строительные модули- младший возраст

Транспортные игрушки

Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и  др.).

Центр сюжетно-ролевой игры

Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и другие)

Предметы - заместители

Книжный Центр

 

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей

Наличие художественной литературы

Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой

Центр театрализованных игр

 

Развитие творческих способностей ребенка, стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях

Ширмы

Элементы костюмов

Различные виды театров (в соответствии с возрастом)

Предметы декорации

Центр творчества

 

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Бумага разного формата, разной формы, разного тона

Достаточное количество цветных карандашей, красок, восковых мелков, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)

Наличие цветной бумаги и картона

Альбомы - раскраски

Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

Центр музыкального развития

 

Развитие творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности

Детские музыкальные инструменты

Магнитофон

Набор аудиозаписей

Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

Игрушки - самоделки

Музыкально - дидактические игры

Музыкально - дидактические пособия

Центр ряженья

 

Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности

Элементы костюмов различных героев

Маски

Сумки

Пояса

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы педагоги испытываем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ. 

Во второй группе раннего возраста мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, играть. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование непрерывной образовательной, совместной и свободной деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда способствует двигательной активности малышей, что предупреждает утомление, способствует здоровьесбережению.

Кроме того, создавая РППС группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или ее элементов. Некоторые из центров имеют своего радушного хозяина, способного многому научить детей.

Центр театрализованных игр был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников в развивающей среде группы. Центр включает, разные виды театров (пальчиковый, настольный, би ба бо) к русским народным сказкам «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Шапочки-маски персонажей….

Книжный Центр Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей, альбомы с предметными и сюжетными картинками, материалы для рассказывания.

Центр сюжетно-ролевой игры создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Водитель», «Магазин», «Парикмахерская», что способствует эмоциональному развитию речи детей, умению передать характер героев игры.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей, предметы – заместители, набор детской посуды, муляжи продуктов, овощей, фруктов.

Центр ряженья. Элементы костюмов, Маски, Сумки, фартуки, Пояса…

Центр развивающих игр панно «Мой огород», «Веселые кубик», «Бусы», мозаики; игры-шнуровки, летбук «Времена года», книжка из фетра, развивающий вязанный коврик.

Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.

Центр игр строительной тематики. Многообразие конструкторов и их удобное размещение делает центр привлекательным. В группе имеются: конструкторы разных размеров и форм, есть мелкий и крупный строительный материал, конструктор «Лего», все они размещены в открытых контейнерах. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и устроиться с конструктором на ковре. Мозаики разных форм и размеров. Машины разных видов и размеров. Имеются маленькие резиновые персонажи: котята, собачки, уточки, машинки, которые побуждают детей к использованию их в конструировании.

Центр творчества. Бумага разного формата, разной формы, разного тона. Достаточное количество цветных карандашей, красок, восковых мелков, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки). Наличие цветной бумаги и картона. Альбомы – раскраски. Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки.

Центр игр спортивной тематики. Атрибуты к подвижным играм, нагрудные знаки, кубики, мешочки с песком, мячи разных размеров, обручи, веревочки, дорожки здоровья, Ленточки, флажки, султанчики. Нетрадиционное физкультурное оборудование гантели, колокольчики из фольги на ниточке.

Центр музыкального развития. Детские музыкальные инструменты: металофон, барабаны, дудочка, макасины, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки, платочки, султанчики. Магнитофон. Набор аудиозаписей. Музыкальные игрушки. Картотека Музыкальных игр

Правильно организованная РППС в детском саду способствует эффективному воспитательному воздействию, направленному на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Мы педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.