Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8054 Семинар-практикум для педагогов "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".

Опубликовано 24.08.2023
 
МБДОУ Детский сад № 23 "Малышок"
г.Рубцовск
 

Семинар-практикум для педагогов

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

 

Выполнила: воспитатель

Марова Д.К.

 

 

Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Цель: повышение профессиональной  компетентности педагогов по данной теме.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности.

2. Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.

3. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи дошкольников в театрализованной деятельности.

Оборудование и материалы: для импровизации сценки маски героев, полотенце, букет цветов, наушники.

Оформление выставки: «Волшебный мир театра».

Участники: педагоги.

Форма проведения: семинар-практикум.

 

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.

Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.

Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей. В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка. Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является: разнообразие и содержание тематики,  соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е.  во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Согласно Положению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования - речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Именно в дошкольном возрасте ребенок не только усваивает разговорный язык, но и все стороны речи: фонетическую, лексическую, грамматическую. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем. Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей раннего возраста занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Формирование грамматического строя речи занимались Е.Н.Водовозова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Е.А. Флёрина. Е.И. Тихеева утверждала, что развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Обосновала необходимость развития речи как ведущую задачу в воспитании и развитии дошкольника. Сформулировала цель, задачи детского сада по этому разделу. Определила теоретические основы методики, разработала основные её разделы: развитие речи детей первого года жизни, словарь, занятия по живому слову. Проведенные исследования М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать. Василий Александрович Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Значимость и актуальность исследования подтверждаются неослабевающим вниманием к ней со стороны современных психологов.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»? Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 – 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационные, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд. Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его…. Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать.

На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка. Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно - разборного домика - теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе. Желательно использовать и дополнительные выразительные средства, такие, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление.

К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям. Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими

театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем. Используя, взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют.

Инсценировками, драматизациями, т. е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что- то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится. Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения. Но игра – драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.

В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

А сейчас я хочу немного рассказать о том, какие виды театра бывают.

1. Настольно-плоскостной театр

Настольно-плоскостной театр подходит  детям, начиная с 4-х лет. Он представляет собой картонные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются, скользя по столу. Этот театр привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей.

2. Театр оригами

Еще одним интересным направлением творческого развития является театр оригами. В детском саду организация такой деятельности позволяет решать многие образовательные и воспитательные задачи. Дети могут быть не только зрителями, но и непосредственно участвовать в театральной постановке. Малышам нужно давать возможность для самовыражения. Импровизируя, они сочиняют поразительные истории. Для театра, желательно, подбирать простые игрушки из бумаги. Оптимальный и наиболее понятный для детей вариант – животные. С ними малыши охотно придумывают различные сказки.

3. Театр на цилиндрах

Цель таких театров: внести разнообразие игры, сделать для детей игрушку более интересной, развлечь и порадовать их тем, что сделано своими руками: только нарисовать или приклеить — глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. Или нарисовать и приклеить на цилиндр персонажи сказочных героев. Много интересного предложат сами дети что необходимо для маленькой сказки.

4. Маски-шапочки

Благодаря использованию масок – шапочек у детей повышается интерес к театрализованной игре, Маски - шапочки можно использовать на музыкальны занятиях, в подвижных играх, на праздниках и развлечениях, а так же в самостоятельной деятельности детей. у них повышается самооценка и они становятся более раскрепощёнными.

5.Театр на фланелеграфе

Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки - героев сказок. Техника изготовления: на фланель с помощью липкой ленты, бархатной бумаги, или той же фланели можно прикреплять различные картинки

6. Театр «Би-ба-бо»

Большую популярность имеет театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

 

7.Пальчиковый театр

Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.

8. Театр ложек

Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы упрощенным вариантом.

9. Театр игрушек

Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

10. Театр на дисках

Кукольный театр своими руками - любимая забава для всех малышей. Для них общение с куклами, имеет такое же значение, как и отношение с живыми людьми. Встреча детей с персонажами из мультфильмов, изготовленными своими руками, помогает им расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

11. Театр на ткани

Этот "Веселый теремок» развивает у детей логическое мышление, речь, память. Дети самостоятельно меняют персонажей в окошках, составляют свои придуманные сказки и рассказы. Кроме диких животных, мы знакомим детей с помощью теремка и с домашними животными, с птицами- перелетными, зимующими. С помощью "Веселого теремка" играем с детьми в игры "Кто лишний?", "Что перепутали?" и т. д. Дети могут играть в панно как на полу, так и на стене, где он фиксируется петлями.

Вывод:

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

 

Сказка-переделка “Репка”. Современный вариант.

Понадобится: стулья; полотенце; наушники; букет цветов; другие реквизиты для образов участников сказки.

Действующие лица: Дед, Репка, Бабка, Матроскин, Щенок , Мышонок, Ведущая.

Ведущая: Посадил Дед Репку. Да перед собой.

Репка садится на стул напротив Деда.

Дед: Большая ты уже стала, Репка. Большая — пребольшая. Замуж пора!

Репка: Дед, ну какой замуж? Учиться мне надо. Карьеру делать. Я не только такая большая, но и умная.

Дед: Нет, так дело не пойдёт! Бабка, подь сюды!

Бабка: Чаво раскричался? Что от нашей Репки хошь? Она вон какая большая уже! Выросла большая — пребольшая! Пусть сама решает, как ей жить. А не то, как дам тебе. (лупит полотенцем Деда)

Дед: Эх, Бабка, ничего ты не понимаешь и не знаешь! Девка-то на выданье! А к ней какой-то щенок ходит вон с букетиками.

Бабка: Так это же Васька — соседский пес. А ну-ка, Васька! Подь сюды.

Вразвалочку входит Щенок с наушниками в ушах.

Щенок: Че надо?

Бабка: Ты чего это, к Репке сватаешься?

Щенок: Да больно надо! Она вон какая! Большая. Большая — пребольшая, а за плечами образования нет даже.

Репка: Не ври, ушастый! Я вообще-то собралась воспитателем стать! Скоро училище закончу.

Щенок: Так это же вечно орущие дети и сопливые носы? Зачем оно тебе!

Дед: Дурак ты, Васька! Воспитатель — благородная профессия. Чтобы мы без них делали? Как бы сами на работу ходили? А ну, иди отсюда, пока я тебе уши-то не оторвал! Слухай, Бабка, а как тебе Котяра соседский, Матроскин? Достойный кандидат?

Бабка зовет Матроскина, тот выходит в огромных очках, как у ботаника.

Матроскин: Зачем вы меня звали? У меня вообще-то кандидатская.

Дед: Репку в жены возьмешь?

Матроскин: Не знаю, надо подумать. Мне ведь кандидатскую нужно защищать. Некогда жениться. Тем более, она собралась воспитательницей стать. Будет на работе пропадать. Не нужно мне такого счастья.

Бабка: Осталась одна кандидатура — Мышонок. Хороший такой, скромный. Хозяйственный!
Зовут Мышонка, тот появляется с букетом цветов.

Мышонок: Уважаемые Дед и Бабка, спасибо вам за такую чуткую, добрую, щедрую, ответственную и доброжелательную Репку! Ведь других-то и не берут в воспитатели!

Мышонок поздравляет Репку с профессиональным праздником и вручает цветы. Та в ответ целует жениха.

Ведущая: И жили они долго и счастливо!