Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6805 Конспект занятия в подготовительной группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: Обитатели морей и океанов.

Опубликовано 08.12.2021

Открытое занятие подготовительной группы «Сказка»

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема: Обитатели морей и океанов.

 

 

 

                                                    Дата проведения: 15 октября 2021г.

                                                                     Разработала воспитатель: Чумакова О. В.

 

 

Цель: познакомить детей с обитателями морей и океанов.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представления детей об обитателях морских глубин;
  • познакомить с понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»; об уникальности каждого вида.
  • учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, образовывать притяжательные прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

  • развивать связную речь посредством беседы о рыбах, активный и пассивный словарь детей,
  • совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы,
  • формировать умение размышлять, логическое мышление, творческое воображение;

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением обитателей морей и океанов, энциклопедия с иллюстрациями рыб, разрезанные картинки.

 

 

 

Ход занятия

 Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, я хочу вам показать одного удивительного человека. Кто-нибудь знает кто это? – Это Жак - Ив Кусто - известный французский исследователь океанов. Его можно считать первым путешественником по подводному миру. Жак - Ив Кусто первым проводил подводные киносъёмки.

- Команда Кусто оставила после своих путешествий, людям всей Земли большое богатство: фильмы о тайнах морей и океанов, о богатстве подводного мира, чтобы люди знали, свою Землю.

-А также Кусто изобрел акваланг.

-Кто из вас смотрел фильмы о путешествии команды Кусто? (Ответы детей).

 - Ребята, сегодня я хотела бы вам предложить отправиться в экспедицию по океану вместе с командой Жак - Ив Кусто изучать морской мир. Вы хотите исследовать океа

- Ну, что же, тогда представьте, что мы в исследовательской команде, Много тайн хранят океаны. Это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах.

Основная часть.

-Ребята, а что нужно взять с собой чтобы отправиться в экспедицию? – А как вы думаете, обязательно ли брать в путешествие карту?

- Ребята, посмотрите на карту. Большую часть поверхности Земли занимает вода.      - Каким цветом изображены моря и океаны на карте? (Синим, голубым)

Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине.

А кто знает сколько существует океанов? Океанов всего 5: Тихий, Индийский, Атлантический, Южный и Северный Ледовитый. Морей на нашей планете гораздо больше: (Средиземное, Черное, Красное, Азовское, Мертвое и другие).

-Наверняка вы были на море, а кто пробовал, какая морская вода на вкус? -(соленая)

Давайте подойдем к столу и исследуем морскую воду. Итак: морская вода соленая.

- А можно ли ее пить? -А где можно применять морскую воду? есть ли польза в морской воде?

  1. Морская вода очень полезна для взрослых и детей.
  2. Ею можно полоскать горло.
  3.  С ней принимают лечебные ванны.
  4.  Из морской воды добывают морскую соль.
  5. В морской воде содержится йод.
  6. Очень полезно в морской воде купаться, но пить морскую воду нельзя.

- Давайте рассмотрим соль и проведем несколько экспериментов.

Опыт №1 «Из чего состоит соль».

Пододвиньте тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на что? -порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки.

Вывод: Соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Морская вода»

Давайте превратим пресную воду в морскую, чтобы сделать настоящею морскую воду нужно добавить несколько ложек морской соли. Что происходит с солью?

Вывод: при взаимодействии с водой соль растворяется и насыщается солью.

Есть еще удивительное свойство морской воды, говорят, что на море легче научиться плавать почему? Вода держит.

Опыт №5 «Морская вода может держать на поверхности предметы»

Для опыта взяли 2 картошки и два стакана с водой. Налили воду пресную и морскую. Положили в обе кружки картошки, там, где была солёная вода, картошка всплыла, а где нет – утонула.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.

-А, как вы думаете с помощью чего, можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф — это такой большой железный аппарат с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

-Нам пора отправимся на научно-исследовательском батискафе «Искатель» изучать морские глубины. Проходите в наш батискаф.

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Там, где солнце не сияет,

Мир подводный обитает.

Но о нем никто не знает,

Всяк попасть туда мечтает.

Нам предстоит увидеть подводных обитателей и  богатства морского дна. Ну что искатели, занять места. Судно готово к погружению. Морские волны качают его (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся.

 1 -2 -3 – все замрём!

В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только закрыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Давайте посмотрим в наши иллюминаторы.

- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).  А что вы знаете о китах?

1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком.  Синий кит может вырастать до 30 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всем Мировом океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту. На спине у него находятся ноздри и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара с водой.

- Молодец! Очень интересно!

- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. Да это же.(Дельфин).

2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные  и быстрые животные.

- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Воспитатель: – Молодец!

- Что-то задержались мы на верхнем этаже.

 Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

 - Ой, кто же это плывёт? - Хищная большая рыба налетела словно глыба.

- Акулы могут напасть на человека? Дети: - Да.

3 Ребёнок: - Акула — это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, белая акула и самая большая китовая акула.

 - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается.

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Плывёт морской конёк сюда.

Вот медуза, вот кальмар

 А вот это – рыба шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Что мы знаем об осьминоге?

4 Ребёнок: - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где, не спеша поедают. А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок. Среди осьминогов есть очень ядовитые.

-Сможем ли мы дышать под водой?

Воспитатель: - что нужно надеть чтобы выйти из корабля?

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов).

Выходим из корабля. Как здесь красиво. (Композиция из песка)

-Посмотрите к нам приближается снова осьминог. Превращаемся все скорей в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами.

Физминутка

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

Воспитатель: - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это? Дети: - Рыба- клоун. Домом для этой рыбы служит морское растение актиния с ядовитыми щупальцами защищает рыбок от врагов.

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.

Передаём её друг другу, и называем ее части. (Дети в кругу, передавая друг другу рыбку.)

- У рыбы есть:- голова.- хвост.-  жабры.- брюшко.-  плавники. - кости.-  чешуя.-  икринки.- плавательный пузырь.- туловище.-  глаза. – рот.

Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили. Вот мы и оказались на морском дне.

 

 - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы! Кораллы – это животные организмы, полипы. Полип вырабатывает известковое вещество, из которого состоит скелет.  А вот это скелет кораллового полипа.

А что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес? (Это водоросли.) А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? Среди них есть морская капуста, которую мы едим.

Рыбки умеют хорошо прятаться, и маскироваться в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться  у водорослей так, что их будет совсем не видно.Это рыба-игла среди морских трав.

Кто может зарыться в песок, Скат. Посмотрите кто еще обитают на дне? Различные моллюски: морская звезда, морской еж, краб отшельник.

-А вот посмотрите кто проплывает? Медуза.

 6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля.  Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а их размер зависит от вида. Есть — маленькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

- А вот медузами питаются морские черепахи.

Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль. Снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов) и всплываем.

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

Воспитатель: - А какие группы можно разделить морских обитателей? На три: на рыб, на животных млекопитающих и на моллюсков.

Давайте подойдем к нашей научной лаборатории. Садитесь на стульчики, и как настоящие исследователи давайте сделаем научные выводы.

- Вам понравилось изучать океаны?

- А скажите зачем нам нужно изучать океан???

- А что дает нам океан? Пищу рыбу, водоросли, красоту. Запасы воды.

- А есть ли проблемы у океана? Какие? (загрязнение нефтью, плавают нефтяные пятна от этого погибает и уменьшается фито и зоопланктон, много мусора выбрасывают с кораблей, и мусор и отходы плавают по поверхности, особенно жаль черепах они принимают мусорные пакеты за медуз и поедают пакету и погибают.)

Скажите, а как мы люди можем помочь океану?

-А что нового вы узнали в нашей экспедиции?

А что бы вам еще хотелось бы исследовать?

Итог.

Вы все большие молодцы.

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу -

Будут тогда чудеса.Начало формы

А в свободное время можно пофантазировать и выложить из этого замечательного конструктора морских обитателей, которые вам больше всего понравились.