Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6810 Польза развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Опубликовано 09.12.2021

             ГКУЗ МО «Видновский специализированный дом ребёнка»

                     воспитатель

                                                         Воробьева Татьяна Николаевна

                                                           г.Видное , Московская область

 

       Польза развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

 

  Источники способностей и дарований детей —

                                               на кончиках их пальцев.

                                                                 От пальцев, образно говоря,

                                                 идут тончайшие ручейки,  которые 

                                                питают источник творческой мысли.

                                                                                                                В. А. Сухомлинский

 

Что же такое мелкая моторика и почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка с раннего детства?

Это сложнейший механизм скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем. Ведь только при взаимодействии всех этих систем получится совершить нужное действие.

Ученые  давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь. Зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение.

 К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Развитая пальцевая моторика формирует и готовит почву для дальнейшего последовательного развития активной речи малыша. Словесная речь маленького ребенка начинает формироваться тогда, когда движения пальчиков начинают достигать определенной ловкости и точности. Развитая мелкая моторика — это один из факторов, который способствует активному развитию речи. Разнообразные движения пальчиками и ладошками называют мелкой моторикой, а движения всем телом и рукой называют крупной моторикой, тонкой моторикой называют способность выполнять мелкими мышцами пальцев очень тонкие и координированные движения и манипуляции малой амплитуды.

 

 

Развитию мелкой моторики способствуют:

‒ массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками;

‒ пальчиковые игры, в которых проводится массаж пальцев и ладошки;

‒ настольные игры с мелкими предметами, которые необходимо брать в руку и раскладывать в определенной последовательности;

 ‒ игры с сыпучими (песок, крупы), пересыпать из одной емкости в другую, спрятать в одной из емкостей мелкие предметы и наощупь их отыскивать;

 ‒ рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров;

 ‒ лепка из пластилина, теста, глины;

 ‒ застегивание и расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров, шнуровка, нанизывание бусин и т. д.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.


Литература:

 

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., «АСТ Астель»,2007

Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии. М., 1991. — 98с.

Мещерякова С. Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте. — М. Детская психология для родителей, 2008. — 55с.