Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6827 Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "У каждого народа свои традиции".

Опубликовано 12.12.2021

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №135» г. Рязань

Тетерина Татьяна Прокофьевна.

 

Тема: «У каждого народа свои традиции»

Цель: Углубить знания детей о традициях и обычаях народов России, формировать уважительное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей.

Задачи

Образовательные:

-расширить представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, уважительное отношение к государственной символике.

-воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициям народов России.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, желание больше узнать о жизни других народов.

- активизировать словарь, развивать внимание, воображение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас, давайте поздороваемся.

  • Утренний круг «Приветствие»

(дети в кругу)

Солнышко утром встает

На улицу всех зовет (руки вверх, показать ладошки «лучики»)

Из дома выйду[RbD1]  я:

«Здравствуй, улица моя!»  (шаги на месте)

Говорю я солнцу (поднять руки вверх)

Говорю я травам (показать «волну» руками)

Говорю и ветру я (покачать руками над головой)

Здравствуй, Родина моя! (развести руки в стороны)

Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть Родина. Что мы понимаем под словом –Родина?

Дети: Родина – это место, где ты родился.

Воспитатель: Правильно, а как называется страна в которой мы с вами живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Наша Родина - Россия. Это великая и сильная страна. Посмотрите, ребята как разнообразна природа нашей страны. Как много красивых городов в России с прекрасными памятниками, храмами, красивыми зданиями.

  • Просмотр слайдов.

Воспитатель: У России есть герб и флаг. Ребята, сколько цветов в российском флаге?

Дети: Три цвета.

Воспитатель: Я предлагаю вам сложить российский флаг, подобрав полоски нужного цвета.

  • Игра «Собери флаг» (детям предлагаются полоски разного цвета, отобрав нужные цвета они собирают флаг)

Воспитатель: Какие цвета в Российском флаге?

Дети: Белый, синий, красный.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Наша страна очень большая, ее населяют много разных народов. Скажите, на каком языке мы общаемся?
Дети: На русском.

Воспитатель: По национальности мы свами русские. Но в России живут люди других национальностей. Это татары, мордва, народы севера: эскимосы, эвенки, якуты и другие. У всех народов есть свои традиции и обычаи. Поговорим о традициях русского народа.

Ребята, когда приходят гости, что мы делаем, как их встречаем?

Дети: Угощаем, приглашаем за стол.

Воспитатель: Да, это древняя традиция русского гостеприимства. Гостя на Руси всегда встречали с поклоном, подносили ему хлеб и соль. Хозяева усаживали гостя на «Красное место» - особое место, лучшее, красивое значит красное. Есть много пословиц о гостеприимстве, вы знаете их?

Дети:

- Гость доволен – хозяин рад.

- Добрый гость всегда в пору.

- Встречай не с лестью, а с честью.

- Гостью- почет, хозяевам – честь.

- Гостью щей не жалей – погуще налей.

- Для дорогого гостя и ворота настежь.

Воспитатель. Молодцы, ребята как много пословиц вы знаете. У каждого народа есть свои праздники и традиции. Что такое традиции.

Дети отвечают.

Воспитатель: Традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники. Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: Масленица, Пасха.

Воспитатель: С давних пор любимым русским праздником является Масленица. Что пекут на Масленицу?

Дети: Пекут блины.

Воспитатель: А на что похож блин?

Дети: На солнце.

Воспитатель: Блин – это символ солнца, круглый и горячий. Люди обращались к солнцу, просили его быть добрым, не сжечь урожай, дать вызреть урожаю.

Воспитатель: А как отмечают праздник Пасхи?

Дети: Красят яйца, пекут куличи.

Воспитатель. А у других народов свои праздники. Татарский народ, закончив посевные работы празднует народный праздник – Сабантуй. Ураза Байрам – праздник приношения даров, его празднуют в Татарстане, Дагестане, Адыгее и многих других республиках России. Культура разных народов делает богатой культуру России. У каждого народа свой язык, свои сказки.  Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку».

  • Игра «Угадай сказку»

(На экране слайды, дети называют сказки: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Рукавичка», «Хаврошечка», «Жихарка», татарская сказка «Соловей», мордовская сказка «Лиса и медведь», нанайская    сказка «Айога», ненецкая «Кукушечка»).

Воспитатель: Ребята, чему нас учат сказки?

Дети: Сказки учат добру.

Воспитатель: Сказки всех народов учат нас дружбе, справедливости, в них добро побеждает зло. Они, высмеивают лень и прославляют труд. Давайте вспомним пословицы о труде.

Дети:

- Умелые руки не знают скуки.

- Без труда нет добра».

- Дело мастера боится.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Воспитатель: Наш народ трудолюбив и талантлив. Россия богата промыслами. Какие промыслы рязанского края вы знаете?

  • Игра «Назови промысел» (Дети выбирают карточки и называют промысел и район, где создают эти изделия)

Дети: Скопинская керамика, лозоплетение в Шилово, михайловское кружево.

Воспитатель: Вы правильно назвали промыслы Рязанского края. Другие народы тоже славятся своим промыслом.

  • Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: В Мордовии каждая женщина умеет вязать и плести красивые украшения из бисера. Татарский народ славится резьбой по дереву, золотым шитьем, узорной обувью.  Люди умеют не только трудится, но и отдыхать. Сколько интересных и веселых подвижных игр придумано.  У каждого народа они свои.  Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «У Маланьи».

  • Физкультурная пауза. (русская народная игра «У Маланьи»)

Воспитатель: Все народы имеют свою национальную кухню, особенные блюда. У вас, наверное, тоже есть любимые блюда. Какие?

Дети: Блины, пирожки.

Воспитатель: Да, блины, пироги, пряники, баранки – это русские угощения без которых не обходится ни одно чаепитие. Татарское блюдо чак-чак, у восточных народов - сладкий щебет. Сегодня мы их попробуем. Приглашаю вас посетить наше кафе с национальными сладостями.

  • Чаепитие.

 

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: Мы узнали о праздниках, традициях разных народов.

Воспитатель: В нашей стране живут люди разной национальности, чтобы Россия оставалась великой, нужно беречь ее культуру, соблюдать традиции и обычаи, которые достались нам от наших предков.  Наша сила в единстве и дружбе. Я рада, что вы узнали много нового, в следующий раз мы продолжим знакомство с традициями и обычаями других народов.