Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8312 "Художественное творчество как средство развития ребёнка"

Опубликовано 24.12.2023
Чистякова Светлана Игоревна
ГБДОУ детский сад № 131 комбинированного вида
г. Санкт-Петербург
Воспитатель
 
"Художественное творчество как средство развития ребёнка"

 

Творчество играет большую роль в развитии психики ребенка, его личности и характера, помогает усвоить новый социальный опыт. В этом возрасте важен не столько результат, сколько сам процесс. Ведь именно в процессе творчества формируются такие качества личности, как активность, инициатива, самостоятельность.

Чтобы воспитание было целостным, родителю наряду с физическим, эмоциональным, интеллектуальным и духовным развитием ребенка необходимо поддерживать и творческое. 

Для детей до 3-х лет творчество – это один из способов познания, исследования мира вокруг: что можно сделать с карандашом, пластилином, песком, камешками, листьями; как на время стать кем-то другим, надев карнавальный костюм. 

Дети постарше более осознанно относятся к процессу творчества. У них лучше развиты фантазия и мышление, физические возможности и концентрация внимания, есть понимание, что они хотят получить в результате творческого процесса. 

Творческий процесс для детей – это эксперимент, который они проводят с идеями и материалами. Это изучение собственных возможностей и способностей. Поэтому нельзя требовать от ребенка аккуратности в процессе, ведь эксперимент — это непредсказуемость, а творчество – это свобода.

Творчество положительно воздействует на ребенка по нескольким направлениям:

  • развитие мелкой моторики, интеллектуальное развитие с помощью декоративно-прикладного творчества;
  • эстетическое развитие, происходит формирование художественно-эмоционального восприятия мира;
  • формирование самосознания, самооценки, ребенок учится понимать свои желания и потребности;
  • развитие психических процессов (мышление, воображение, память, восприятие), улучшается концентрация внимания;
  • ребенок самореализуется, что хорошо сказывается на его психологическом комфорте.

Творчество делает жизнь ребенка более интересной, разнообразной. И какое же удовольствие получает ребенок от результата – я сам это придумал, я сам это сделал!

Как мы уже говорили, творчество – это свобода, им нельзя заниматься «из-под палки». А создать ребенку благоприятные условия, найти интересное направление, вместе понять, чем ему больше нравится заниматься — можно и нужно!

  • Самое главное условие – творческая деятельность должна быть в радость. Не заставляйте ребенка делать то, что нравится вам. Предлагайте, рассказывайте, показывайте, вместе пробуйте новые виды творчества — пусть малыш сам выберет направление, которое нравится ему.
  • Занятия должны быть регулярными. Пусть недолго, пусть даже десять минут, но каждый день.
  • Не стремитесь к идеальному выполнению. Ведь в детском творчестве главное – это процесс, помните?
  • Все материалы для занятий готовьте заранее, чтобы они всегда были под рукой.
  • Не указывайте ребенку, что и как нужно сделать. Пусть у него работает фантазия и воображение. Вы можете направлять, задавать наводящие вопросы, предложить подумать.
  • Беспорядок – это нормально. Когда будете делать уборку после занятий, попросите ребенка помочь, тем самым приучая его к порядку.
  • Не настаивайте, если у ребенка, что-то не получается, просто сделайте перерыв.
  • Если у вас одаренный ребенок – не зацикливайтесь на этом.
  • Можно и нужно посещать с ребенком выставки и музеи, пусть посмотрит на чужое творчество.