Чилигина Ольга Васильевна
Воспитатель
СП детский сад «Звездочка» ГБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Г.Н. Гурьянова ж.-д. ст. Шентала
Самарская область, муниципальный район Шенталинский, ж.-д. ст. Шентала
«Коллаж, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Чилигина О.В.
В дошкольном возрасте нужно не пропустить то время, когда у ребенка формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. В процессе всех видов художественно-продуктивной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что – то не получается. Но самое главное - создавая изображение, или какой-либо другой продукт, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает художественными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Так мы предлагаем своим дошколятам использовать технику – коллаж, как средство развития творческих способностей детей.
Коллаж: от французского collage, что означает «наклеивание» — это такой прием в изобразительном искусстве, который предполагает, что есть основа, на которую наклеивается любые материалы, отличающиеся от нее по цвету и фактуре.
В работе с детьми коллаж является одним из видов нетрадиционных способов изобретения. Занятия с коллажем развивают не только умения и навыки детей, но и формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по -новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ.
Начиная работу с детьми по созданию коллажа, мы ставим перед собой цель: познакомить дошкольников с различными приемами и способами действия.
С самого начала мы с детьми выбираем интересную для нас тему: «Придумать свою новую сказку». В данном случае — это «Сказка про белого медвежонка». Мы подбирали материал с помощью родителей. В дополнение рисовали, фотографировали вылепленные из пластилина или теста фигурки для сказки. Основным материалом для работы являются вырезки из журналов, газет, старых книг, фотографии, фломастеры, краски, цветная бумага, ножницы и клей – карандаш.
Работа над коллажем стимулирует детей к самостоятельному занятию, поискам совместно с родителями, книг, журналов, каких – то вырезок выполнение незнакомых моделей или повторение дома интересных поделок. Часто дети, увлекшись создают коллаж, начинают заниматься и другими видами творчества.
Чувствуется творческий подход, старание, когда дети лепят, занимаются аппликацией, рисованием. Именно работа над коллажем сплачивает детей, воспитывает в них умение работать коллективно.
Как показывает практика, занятие с коллажом можно проводить с детьми начиная со среднего дошкольного возраста. Эту работу также можно продолжается в рамках кружковой деятельности.