Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6272 Консультация для родителей "Как помочь ребёнку понять мир животных"

Опубликовано 13.12.2020

Шадрина Надежда Ивановна

МКДОУ "Детский сад "Тополёк", с. Мильково, Камчатский край

Воспитатель

 

Консультация для родителей

Как помочь ребёнку понять мир животных

В системе дошкольного образования особое место занимает образовательная область "Чтение художественной литературы", так как именно чтение художественной литературы формирует живое восприятие окружающего мира,  природы, жизни. Обращение к текстам художественной литературы способствует духовно-нравственному развитию дошкольника, формирует его гуманистическую позицию к отношению миру, учит сочувствию, сопереживанию, соучастию. Особенно интересны в этом отношении художественные тексты, героями которых являются животные. Очевидно, именно дошкольник максимально чувствует свою связь с миром природы: недаром дети тянутся к братьям нашим меньшим (собакам, кошкам; просят родителей завести домашнего питомца). Рекомендуется такая художественная литература, в которой раскрываются образы животных, читать книги надо вместе с дошкольником, развивая у него способности к осознанному сопереживанию.

          Например, для современного ребёнка корова практически редкое животное, так как городские дети вряд ли смогут встретить корову в городе или на даче, да и в деревне коров осталось совсем мало. Но издавна именно корова была самым важным животным в жизни человека, именно её люди ласково называли кровинушкой, именно корова даёт молоко, так необходимое  для физического развития ребёнка. На Руси семья, где была корова, никогда не голодала, дети в этой семье болели реже.

Прочитайте ребёнку рассказ К.Д. Ушинского "Бодливая корова" и обсудите  поведение и поступки данного животного. Вот возможные варианты вопросов:

  • Какой характер был у коровы? Почему отец много раз собирался отпилить ей рога?
  • Что произошло с девочкой на бережку, когда она пасла корову с телёнком?
  • Как бодливая корова спасла девочку? Как ты думаешь, почему она это сделала? Можно ли предположить, что корова повела себя как мать, потому что бесстрашно бросилась на волка?

Отвечая на данные вопросы, дети учатся обдумывать поступки и поведение животных. В начале рассказа корова не оставляет положительного впечатления у ребёнка: она не уступчива, бодлива, несговорчива, с ней трудно сладить. Но в сложной ситуации, в которой оказалась девочка, корова повела себя как бесстрашная мать, вставшая на защиту ребёнка. Она не побоялась злого волка, который с остервенением кидался на неё. Вместо того чтобы убежать, смело бросилась на волка и загородила собой девочку. При чтении этого художественного текста важно вызвать у дошкольника чувство сопереживания, эмоциональный отклик. Так как "главное в чтении – не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя".

Животные, живя в одном мире с человеком, помогают ему, воспринимают человека как друга, поэтому людям важно не подвести братьев наших меньших, важно формировать у ребёнка бережное, чуткое отношение к природе. Тонко чувствующий  и эмоционально воспринимающий  мир ребёнок при правильном руководстве взрослого никогда не обидит беззащитное существо: не оторвёт крылья у бабочки, не раздавит муравья, не будет мучить кошку, дразнить собаку. Сочувственное отношение к разным животным надо закладывать с раннего детства и в понимании этого помогает обращение к художественному тексту.

В процессе совместного чтения художественного текста происходит единение взрослого и ребёнка, недаром В.А. Сухомлинский говорил: "Нет чтения – нет и духовного единства взрослого и ребёнка…"

Художественная литература учит ребёнка видеть свою внутреннюю связь с миром природы, учит понимать и любить животных, формирует гуманистический взгляд на мир.