Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6349 Игры ТРИЗ в развитии детей младшего и дошкольного возраста

Опубликовано 01.02.2021
Глушенкова Анастасия Сергеевна
СП "Детский сад" ГБОУ СОШ №12
г.Сызрань, Самарская область
Воспитатель
 
 

Игры ТРИЗ в развитии детей младшего и дошкольного возраста

 

Практика п0следних лет п0казывает, чт0 исп0льз0вание мет0да те0рии решения из0бретательских задач, применяем0г0 для развития детей младшег0 и д0шк0льн0г0 в0зраста, является 0дним из наиб0лее част0 применяемых и эффективных.

Сама техн0л0гия ТРИЗ нацелена на с0здание усл0вий, в к0т0рых ребен0к найдет путь решения задачи не мет0д0м пр0б и 0шиб0к, а мет0д0м 0цен0чных суждений. Самые распр0страненные и наиб0лее пр0стые в применении эт0 игр0вые ф0рмы системы ТРИЗ: Выявление функций 0бъекта, ег0 признак0в, св0йств и т.д.

Данная мет0дика исп0льз0вания не несет за с0б0й никаких сл0жных п0дг0т0в0к к игр0в0му пр0цессу, тут важнее в00бражение и п0дх0д. Дав в0зм0жн0сть ребенку сам0му рассуждать и мыслить в х0де игры, мы тем самым улучшим ег0 мыслительные в0зм0жн0сти, 0цен0чные суждения, чт0 будет в ит0ге являться 0сн0вным средств0м п0знания. Разберем пример так0й игры:

1 "Чт0 умеет?" (игра для детей с 3-х лет)

Правила игры: Ведущий называет 0бъект. Дети д0лжны 0пределить, чт0 умеет делать 0бъект или чт0 делается с ег0 п0м0щью.

Примерный х0д:

В: Магнит0ф0н.

Д: М0жет сл0маться, м0жет играть музыку, играть ради0, записывать музыку

песни, включаться, выключаться, светиться.

2 "Х0р0ш0 или пл0х0" (игра для младшег0 д0шк0льн0г0 в0зраста). Цель: Научить детей давать 0цен0чные суждения и рассуждения 0б 0кружающем мире.

Правила игры:

Ведущим называется люб0й 0бъект у к0т0р0г0 0пределяются п0л0жительные и 0трицательные св0йства.

Х0д игры.

В: Кататься на вел0сипеде - х0р0ш0. П0чему?

Д: П0т0му весел0.

В: Кататься на вел0сипеде. П0чему?

Д: М0жн0 упасть.

Т0 есть в0пр0сы задаются п0 принципу: "если х0р0ш0, т0 п0чему?", "если пл0х0, т0 п0чему?".

Так же в данн0й игре в0пр0сы м0жн0 задавать п0 цеп0чке 0пираясь на 0тветы детей на первый заданный в0пр0с.

Исп0льзуя данный мет0д м0жн0 придумать различные вариации данн0й игры, например «Кт0, где живет», «Чт0 был0 раньше, чт0 п0зже» и т.д. Еще раз убеждаемся, чт0 в данн0м в0пр0се б0льше важен п0дх0д к детям и в00бражение сам0г0 в0спитателя.

Таким же сп0с0б0м м0жн0 применять и круги Луллия как 0дин из инструмент0в чувственн0г0 п0знания мира через ф0рмир0вание признак0в 0бъекта. Например:

В: Ребята, п0см0трите на «в0лшебные круги». К0г0 вы видите на картинках?

Д: - Эт0 жив0тные

Д: - Перечисляют жив0тных

В: - Правильн0. На кругах картинки с жив0тными и мест0м где 0ни 0битают. Сег0дня мы 0 них будем г0в0рить

В: Первая игра, в к0т0рую предлагаю п0играть, называется «Кт0 где живет?». Н0 сначала, загадаю загадку, кт0 первый 0тветит, т0т и будет вращать круги.

Д: - Чт0 нужн0 делать в эт0й игре?

В: - Нужн0 назвать жив0тн0е на картинке, п0павшей п0д стрелку на б0льш0м круге, п0д0брать и назвать на вт0р0м круге мест0, где 0н живет.

Как мы видим игры д0в0льн0 вариативные и 0тличн0 будут развивать мышление, 0цен0чн0-п0знавательн0й деятельн0сти у детей, на чт0 в цел0м и направлена вся мет0дика исп0льз0вания техн0л0гии ТРИЗ.