Ложечникова Надежда Николаевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида»,
Республика Коми, г. Сыктывкар
Методические рекомендации по использованию
нетрадиционного физкультурного оборудования в ДОУ своими руками
СКАЧАТЬ (с фото)
Аннотация: в статье представлены игровые пособия для детей дошкольного возраста, изготовленные из подручных средств и материалов. Такое оснащение способствует к проведению новых увлекательных игр на занятиях, в самостоятельной деятельности и позволяет детям «отдохнуть» от приевшихся упражнений, а педагогам — реализовывать новые задачи. Данный материал предназначен для инструкторов по физической культуре, воспитателей и родителей.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно- развивающая среда. Она должна быть разнообразной, интересной, трансформируемой, полифункциональной, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.
Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, данные ему от рождения, а они есть у каждого. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, движения становятся уверенными, на занятиях они превращаются в разных животных, помогают друг другу. Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре. Ребята на таких занятиях получают эмоциональный подъем, выявляют у себя позитивные качества характера, такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность.
Выполнение упражнений с нетрадиционными пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды – изготавливаю нетрадиционное физкультурное оборудование.
На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Моя задача – насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим и другим требованиям.
«Варежки»
Цель: Развивать тактильные ощущения, мышление, память, внимание, восприятие.
Применение: На развлечениях, в играх – эстафетах (угадай на ощупь игрушку), в подвижных играх (голубая варежка замораживает, розовая отогревает), для массажа, самомассажа.
«Заплатки для коврика»
Цель: Учить детей соотносить форму предмета с его графическим изображением; развивать мелкую моторику рук; закреплять знания детей об основной цветовой гамме и ее оттенках.
Применение: На развлечениях, в играх – эстафетах, для самостоятельной деятельности детей.
Мешочки с песком для метания
Цель: Учить детей метать малые и большие предметы в цель (горизонтальную и вертикальную); на дальность. Развивать равновесие, координацию движений.
Применение: В играх большой и малой подвижности, в самостоятельной деятельности.
«Шапочки-маски»
Цель: Учить передавать образ героя. Развивать внимание, воображение, память.
Применение: В играх, на развлечениях.
«Граната»
Цель: Развивать глазомер, координацию движений. Развивать мышцы рук и плечевого пояса.
Применение: На развлечениях, в играх –эстафетах, в самостоятельной деятельности (для утяжеления гранату наполняем песком).
«Платочки»
Цель: Укреплять мышцы туловища, развивать двигательные качества.
Применение: В комплексах ОРУ, для п/и.
«Серсо»
Цель: Развивать глазомер, координацию движений. Учить работать в паре.
Применение: На занятиях, в самостоятельной деятельности.
Шнур – «косичка»
Цель: Укреплять мышцы туловища, развивать двигательные качества. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Применение: в комплексах ОРУ, в ходьбе с перешагиванием, в прыжках, в играх – эстафетах, в подвижных играх (на концах косички имеется пуговица и петелька для соединения в круг, длинную косичку).
«Султанчики»
Цель: Развивать красоту движений, пластику, быстроту реакции.
Применение: В играх, упражнениях, в ходьбе с предметами, в эстафетах.
«Бабочки»
Цель: Развивать координацию движений, двигательные качества у детей.
Применение: На занятиях (для подпрыгивания, «божья коровка» по типу «мотальщика»), в сюрпризных моментах.
«Бревнышко»
Цель: Учить бегать с предметом, ходить по ограниченной плоскости. Развивать силы мышц спины, брюшного пресса, рук, равновесие, координацию движений.
Применение: В круговой тренировке, в играх – эстафетах, в сюрпризных моментах.
Черепахи
Цель: Учить детей бегу с предметом, развивать мышцы спины, брюшного пресса, равновесие.
Применение: В круговых тренировках как отягощение, в сюрпризных моментах, в играх – эстафетах.
«Мягкие мячики»
Цель: Развивать глазомер, координацию движений. Развивать мышцы рук и плечевого пояса.
Применение: На развлечениях, в играх, в самостоятельной деятельности.
«Леталочки»
Цель: Учить метать плоские предметы и ловить их. Развитие координации движений.
Применение: В играх большой подвижности, в самостоятельной деятельности детей.
Удавы
Цель: Учить детей ходить по ограниченной плоскости с мягкой поверхностью. Учить ходить по ориентирам.
Применение: Для обучения основным движениям, в сюжетных играх, в играх – эстафетах.
«Восьмерка»
Цель: Развитие координации движений.
Применение: В играх-эстафетах(«восьмерку» одеть на ноги - бег с ограниченным шагом)
«Рюкзачки»
Цель:Учить бегать с предметом. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
Применение: В играх-эстафетах.
«Гусенички»
Цель:Развивать мышцы кистей рук, координацию движений.
Применение: В играх-эстафетах, на занятиях, круговых тренировках (пристегнуть элемент).