Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6927 Познавательно - исследовательский с элементами творчества проект «Дед Мороз шагает по планете».

Опубликовано 04.02.2022

 

Познавательно - исследовательский с элементами творчества

проект «Дед Мороз шагает по планете».

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

Полное название проекта: «Такой разный Дед Мороз».

Автор проекта: Ульдина И.В.

Продолжительность проекта:  3 недели.

Вид проекта: познавательно-исследовательский с элементами творчества.

Участники проекта: дети дошкольного возраста.

Актуальность проекта.

      В преддверии Нового года наши сердца замирают от таинственного, почти мистического ощущения прихода перемен. Традиции и приметы выходят на первый план. Мы украшаем наш дом, делая его ярким, нарядным и красивым.

    Скоро Новый год постучится в двери каждого дома. И на пороге окажется Дед Мороз. В каждую семью в разных странах приходит этот долгожданный гость. Но всегда ли Деды Морозы выглядят одинаково?

В нашем саду уже не первый год проходит «День подарков» на кануне нового года. Мы с детьми групп дошкольного возраста и с родителями раннего возраста изготавливаем подарки для пернатых друзей и жителей ближайшего микрорайона. И затем вместе с Дедом Морозом на санях раздаем эти подарки.

Проблема.

    В этом году у  детей в группе возник спор: -  Сколько бывает Дедов Морозов? В ходе этого вопроса, возникли ещё ряд вопросов.  

     Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

•          Кто такой Дед Мороз?

•          Кто его предки?

•          Где он живет, какой из них настоящий?

•          Чем занимается летом?

•          Кто помогает Деду Морозу?

•          Как появился Дед Мороз на Руси и в других странах?

•          Сколько лет Деду Морозу?

       В связи с этим возникла необходимость изучения данных  вопросов, для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям. В группе организовали редакцию «Новогодняя мастерская». Редакцией нашего издательства было решено обратиться за помощью к нашим специальным корреспондентам в группах. Где каждой группе было дано задание узнать:

Младшая и средняя группа – «Дед Мороз и Снегурочка».

Старшая группа – «Резиденция Деда Мороза и Снегурочки и особенности празднования нового года на юге  и севере Красноярского края».

Подготовительная группа – «Дед Мороз России и зарубежья ».

 

Цель:  Сформировать и углубить  у дошкольников представление о Дедах Морозах разных стран.

Задачи:

Для детей:

Образовательные:

1.  Познакомить детей с Дедом Морозом Красноярского края и Дедами Морозами  разных стран.

2. Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг.                                        

3. Формировать познавательный интерес детей к изучению традиций славянского народа.

Развивающие:

Развивать  познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, исследовать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к народным культурным традициям

Для педагогов:

1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Предполагаемый результат:

Для детей:

– расширение кругозора детей;
– привитие исследовательских навыков;
– сплочение детского коллектива;
– развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов:

– самореализация, повышение творческого потенциала;
– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Продукт проектной деятельности: новогодний подарок для жителей блажащего микрорайона и пернатых друзей.

Форма проведения итогового мероприятия: совместно изготовленная  подарков, кормушек.

 

Подготовительный этап

  • Сбор материала о Деде Морозе (сведения о том, кто такой Дед Мороз, его родственники, где он живет, почему его так зовут, чем занимается все лето, с кем живет, с кем дружит?)
  • Сбор материала о Дедах Морозах разных стран.                                          (Создание Презентации)
  • Собираем картинки с изображением Деда Мороза и его друзей;
  • Выбираем мультфильмы, где главный герой Дед Мороз;
  • Выбираем стихи и сказки где главный герой Дед Мороз;

 

          Практический этап

  • Проведение беседы с детьми: «Кто ты, Дедушка Мороз?»
  • Просмотр мультфильмов «Дед Мороз и лето», «Новогодняя сказка» и м презентаций «Дед Мороз в разных странах». «Резиденция Деда Мороза и Снегурочки».
  • Чтение детям стихов и сказок про Деда Мороза;
  • Заучивание стихов наизусть;
  • Изготовление подарков для жителей блажащего микрорайона и пернатых друзей.

 

Мероприятия для реализации проекта

         В ходе реализации проекта «Такой разный Дед Мороз» наши воспитанники виртуально побывают в таких странах, как Россия, Америка, Франция, Италия, Бельгия и Польша; смогут узнать о разном проникновении в дом этих долгожданных гостей. А приезжают они на разнообразном виде транспорта: тройке лошадей и оленях, на метле и ослике. И каждый из них оставит для детей подарки: кто – то под ёлкой или в чулочке; а кто – то в башмаке или на подоконнике. Деды Морозы разные, но цель у них одна – принести в каждый дом подарок вместе с любовью и заботой о детях. Побывают в резиденции Деда Мороза и Снегурочки.                                                 Наши корреспонденты проведут беседы-вопросники:

  • Вопросы корреспондентов «Кто такой Дед Мороз?»
  • Беседа. «Резиденция Деда Мороза и Снегурочки».
  • Беседа. «Деды Морозы разных стран»
  • Беседа. Знакомство с историей происхождения сказочных персонажей — Деда Мороза и Снегурочки
  • Творческие мастерские по изготовление подарков для жителей блажащего микрорайона и пернатых друзей.

 

 

Вопросы корреспондентов «Кто такой Дед Мороз?»

Форма проведения: интервью.

Цель: знакомство детей с сказочным персонажам Нового года – образе Деда Мороза.

Задачи:

  • Повысить уровень вовлеченности  воспитанников в деятельность ДОУ.
  • Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.

Оборудование: телевизор, микрофон для вопросов

Участники: дети дошкольного возраста.

 

Ход интервью.

1.  Приветствие корреспондент.

В помещении группы дети сидят, образуя круг.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычная встреча – мы хотели бы задать Вам несколько Новогодних вопросов.

1. Где находится родной город Деда Мороза Великий Устюг? 
2. Как зовут внучку Деда Мороза? 
3. Где живет Санта Клаус? 
4. Есть ли внучка у Санта Клауса? 
5. Кто был предкам Деда Мороза? 
6. Кто раньше исполнял функции Деда Мороза ?
7. Чем раньше украшали ёлку?
8. В каких русских сказках упоминается о Дедушке Морозе?

Корреспондент: А теперь отгадайте Новогодние загадки.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)

 

Чтобы почва не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз)

 

Ежегодно приходят к нам в гости
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года)

 

На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой. (Новый год)

 

Дед Мороз круглый год
В белом домике живёт.
То притихнет и молчит,
То проснется и ворчит. (Холодильник)

 

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)

Корреспондент: Дорогие  ребята, уважаемые воспитатели! Благодарим Вас за прекрасное интервью.

Новогодние пожелания

Желаем, чтобы Дед Мороз
Мешок Вам радости принёс.
Второй мешок  – со смехом!
А третий – чтоб с успехом!

Свою болезнь, печаль, тоску – 
Сложите все в мешок ему.
Пусть их он в кучу соберёт
И в лес с собою унесёт!

 

Беседа. Знакомство с историей происхождения сказочных персонажей — Деда Мороза и Снегурочки

Цель:

1. Познакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки.

2. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Содержание к образовательной деятельности:  Картинки с изображением Снегурочки в голубом и белом одеянии, картинки с изображением Деда Мороза в голубом и красном одеянии; картинки с изображением праздника Нового года; мультфильм "Когда зажигаются елки".

Возраст детей: младшая и средняя группа

Ход образовательной деятельности.

-Какое сейчас время года (зима)

 «Лесом частым, полем вьюжным

Зимний праздник к нам идёт.

Так давайте скажем дружно:

Здравствуй, праздник – Новый год! »

-Во всех странах мира празднуют самый любимый и долгожданный праздник - Новый год! Атрибутов у него много. Назовите их. (Это новогодняя ёлка, разноцветные гирлянды, шарики, хлопушки). И каждый год на наш любимый праздник приходят новогодние герои, которые проводят с нами новогодний утренник. Отгадав мои загадки, вы сможете увидеть их на экране.

Загадки:

Весь он в золоте сверкает,

Весь искрится при луне,

Ёлку в бусы наряжает,

И рисует на стекле.

Он такой большой проказник –

Ущипнет за самый нос.

К нам сюда пришёл на праздник.

Кто он, дети?. (Дед Мороз)

 

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)

- Ответьте, кто же эти герои? (Дед Мороз и Снегурочка).

-Без каких сказочных героев не обходится Новый год (Дед Мороз и Снегурочка) .

          Новый год, первый день года; с древних времен считается у большинства народов одним из главных праздничных дней. У нас в России Новый год приходится на 1января. Праздник встречи Нового года сопровождается различными обрядами, которые складывались веками. В день Нового года принято устраивать торжественные приемы, общественные гулянья на улицах, обмениваться подарками, поздравлениями. Наряжать и украшать новогоднюю елку. Главные герои Нового года - это Снегурочка и Дед Мороз.

-Дети, а кто мне скажет, кто такой Дед Мороз?

Дед Мороз - сказочный персонаж, олицетворяющий зимние морозы; кузнец, сковывающий воду.

-А кто из деток знает, как выглядит Дед Мороз? И что он носит в своем мешке?

         Дед Мороз дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Он одет в красную либо синюю шубу, расшитую узорами, шапке, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках (показ  картинок Деда Мороза в различных по цвету одеждах).

-На чем передвигается Дедушка Мороз?

Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком. (показ картинок).

-А что за спутница сопровождает нашего Деда Мороза (Снегурочка)

Дети, вы знаете, что по замыслу писателей Снегурочка изначально была дочкой Деда Мороза, и только позднее другие писатели превратили ее во внучку.

-Дети, в каком наряде Снегурочка приходит к нам на праздник?

      Костюм Снегурочки создавался очень долгое время. Мы привыкли видеть ее в голубом наряде, на самом деле одежды Снегурочки издревле всегда были белыми. На голове она носила восьмилучевой венец, богато вышитый жемчугом и серебряными нитями. (показ изображения на картинке Снегурочки). Впрочем, какого цвета ни был бы ее костюм, мы всегда рады видеть ее, приходящей к нам всего раз в году.

Физминутка.

Снежный ветер нам дует в лицо (изображаем ветер)

Мы шагаем по сугробам легко (поднимаем и сгибаем ножки в коленках)

Ведь мы очень рады зиме (изображаем радость,

Улыбнемся ребята вдвойне (улыбаемся друг другу).

      Новый год, друзья, это волшебное время. Мы с вами с нетерпением ждем этого праздника; когда мы попадем в чудеса, и сами будем творить эти чудеса. А чудеса- это добрые, красивые слова, подарки и сюрпризы, которыми мы порадуем близких и друзей.

Итог: Ребята, а о каком волшебном празднике мы с вами сегодня беседовали? Кто главные герои Нового года?

В преддверии Нового года, чтобы получить заряд хорошего настроения, давайте посмотрим добрый мультфильм "Когда зажигаются елки".

 

Беседа. «Резиденция Деда Мороза и Снегурочки».

Цель:

Познакомить детей с домом Деда Мороза и Снегурочки.

Задачи:

1. Способствовать развитию речевой активности детей, планетарного мышления, памяти, внимания.

2. Вызвать интерес к деду Морозу, Снегурочки и где они проживают.

3. Воспитывать уважения к традициям.

Словарная работа: Великий Устюг, Дед Мороз, Снегурочка.

Возраст детей: старшая группа.

Ход.

Корреспондент

-Ребята, я предлагаю вам одеть Деда Мороза нашей страны, России. Вспомните, во что он одет на нашем новогоднем празднике? (Наш дедушка носит шубу до пола, валенки, высокую меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками). А шуба, какого цвета? (Синяя, красная)

-А кто знает: может быть, из фильмов или книг, как ещё называют российского Деда Мороза? (Дед Мороз - Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице). Это были разные повелители холода – Карачун, Зимник. Изначально все они были недобрыми существами. После них наступала стужа и лютый холод. Современный Дед Мороз немного суров на вид, но очень любит детей.

-В каком городе живёт Дед Мороз? (ответы детей)

-В России Дед Мороз проживает в Великом Устюге, в сосновом бору.

Официальный почтовый адрес: 162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза.

Давайте отправимся к нему в гости.

Просмотр презентации «Резиденция Деда Мороза и Снегурочки».

•          Искали и нашли на карте, где живет Дед Мороз;

 

Беседа. «Деды Морозы разных стран»

Цель:

Познакомить детей с Дедами Морозами в разных странах.

Задачи:

1. Способствовать развитию речевой активности детей, планетарного мышления, памяти, внимания.

2. Вызвать интерес к дедам Морозам разных стран, любознательность и желание узнать о сходствах и различиях этих новогодних Морозов.

Словарная работа: Великий Устюг, Дед Мороз (Трескун, Морозко и Карачун, Санта Клаус, Святой Николай, Пер Ноэль, Бабо Наттале и добрая фея Бефана, Ниссе).

Возраст детей: подготовительная группа

Ход образовательной деятельности.

- Как вы думаете, во все страны мира приходят Деды Морозы? (ответы детей)

- Деды Морозы всегда одинаково одеты? (ответы детей)

-В разных странах выглядят они по-разному. У них разные имена, разная одежда, средства передвижения и приносят подарки - каждый делает это по-своему.

-Сейчас мы с вами отправимся в новогоднее путешествие с ветром по разным странам и посмотрим, какие там Деды Морозы. Готовы? (звучит фонограмма ветра, вьюги).

- Вот мы и в гостях у Деда Мороза, который живёт в Америке. Как его зовут? (Санта Клаус) Во что он одет? Кто затрудняется, посмотрите на экран. (Колпак, короткая шуба, сапоги). На чём передвигается этот Мороз? (ответы детей)

-В Америке новогодний дед — Санта Клаус — носит коротенькую красную курточку и забавный колпачок на голове. Путешествует он по воздуху на оленьей упряжке и проникает в дома малышей через каминную трубу.

 

Игра «Назови 10 отличий Деда Мороза от Санта Клауса»

 

 

Физкульминутка «Мороз Красный нос»

Ой, Мороз Красный нос,

Мы тебя все знаем.                (Хлопки в ладоши.)

И тебя, Дед Мороз,

Радостно встречаем.              (Руки вытянуты вперед, поклон.)

Ой, Мороз Красный нос,

Бей сильней в ладоши!         (Хлопки в ладоши.)

А у нас веселей

Затанцуют ножки!               (Ножка на носок, пятку.)

Я, Мороз Красный нос,

С белой бородою.               (Показать бороду.)

Ущипну, так до слез,

Не шути со мною.              (Взять себя за нос.)

Для чего, почему                (Поднимает плечи вверх, удивляемся.)

Должен я сердиться

Я пришел к вам, друзья,   (Ходьба на месте.)

Чтобы веселиться!            (Хлопки в ладоши.)

 

- Отправляемся дальше и приземлимся мы  в Бельгии и Польше. Здесь нас встретит новогодний дедушка - Святой Николай. Он считается самым первым Дедом Морозом. Он оставил, приютившим его, семье золотые яблоки в башмачке перед камином.

-Во что одет Святой Николай? (Носит белое платье и шляпу).

-Это платье называют мантией, и ездит он на коне, сопровождаемый слугой-мавром Чёрным Петером, который помогает нести тяжёлый мешок с подарками для послушных детей. Шалуны подарков не получают — для них Чёрный Петер носит розги. Что такое розги и для чего они нужны?

Розги – связанные в пучки или используемые по одному побеги ивы, берёзы, орешника, деревьев и кустарников, тонкие упругие и гибкие прутья, используемые для телесного наказания — порки за непослушание. В процессе изготовления розог их часто отмачивали в солёной воде, для придания им большей упругости.

- А сейчас перенесёмся во Францию. Здесь два деда Мороза. Одного зовут Пер Ноэль («Рождественский Дед», а второго Шаланд. Расскажите о наряде Пер Ноэля? (Во Франции дедушка с посохом и в широкой шляпе). Кладёт подарки детям прямо в дымоход. А вот второй – Шаланд – бородатый старик. Во что он одет? (Меховая шапка и тёплый дорожный плащ). Вместо мешка – корзина с розгами для ленивых и непослушных детей.

-Впереди Италия.  В Италии в Новый год к детям приходят дедушка Бабо Наттале и добрая фея Бефана. Послушным детям они дарят подарки, которые оставляют на балконе, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк.  Итальянские дети верят, что Бефану приносят звёзды. Она проникает в дома через печную трубу и кладёт подарки в чулочки.

- В Швеции тоже два Деда Мороза: сутулый с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссам. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки. Посмотрите на экран, где могут быть оставлены подарки?

-А вот Норвегия. Кто здесь раздаёт подарки детям? (Подарки детям раздают маленькие человечки). Этих человечков называют домовыми — ниссе. Во что они одеты? (Они носят вязаные колпачки) Я открою вам небольшой секрет: они очень любят сладкое. Поэтому, чтобы задобрить их и получить больше подарков, дети в канун Нового года раскладывают по дому в укромных уголках разные лакомства. (Куклы Морозов выставляются на стол с целью сравнения одежды) .

Итог:

-Вот и подошло к концу наше путешествие. На самом деле, не важно, когда и как празднуют люди Новый год или как зовут снежного дедушку, главное, что в новогоднюю ночь все вы, добрые и послушные дети, всегда получат от Деда Мороза прекрасные подарки! А многие из вас смогут написать письмо Деду Морозу и попросить его выполнить желание. Письмо можно будет отправить по адресам:

Московская резиденция Деда Мороза: 109472, Россия, г. Москва, Кузьминский лес, Дедушке Морозу.

Творческая мастерская.

-Ребята, посмотрите на стол, сколько разных дедушек. А сейчас, возьмите в руки простые карандаши и нарисуйте того деда Мороза, который понравился больше всех. (Самостоятельная творческая деятельность детей).

 

 

Литература:

1. Гурина И.В. Новогодние загадки. – М.: ООО «Издательство «Фламинго»», 2006.
2. Любимый праздник Новый год: стихи, песенки, сказки, загадки / А. Барто, С. Михалков, А. Усачёв и др. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011. 
3. Новогодний калейдоскоп. Репертуарный сборник литературных материалов в помощь организаторам детских новогодних и музыкальных праздников. Методическое пособие / Сост. А.С. Фролов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Компаниец Т.А. Практическое руководство для Деда Мороза и Снегурочки. Новый год. Изд-во АСМ, 2011
5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.