Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6936 "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"

Опубликовано 10.02.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12

«Красная шапочка»

 

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр.

СКАЧАТЬ (с фото)

 

На современном этапе модернизации дошкольного образования, с учётом закона об образовании и федеральных государственных стандартов, особое внимание уделяется качеству образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются занимательные игры и упражнения. Ведь игра для дошкольников – ведущая деятельность.

Игра, а точнее, обучающая игра - это та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, писать, считать, а главное, думать, рассуждать, изобретать и доказывать. В определенном возрасте игра необходима ребенку как воздух. И именно этим благотворным периодом  можно воспользоваться для того, чтобы не только развлечь, но и максимально развить творческие и интеллектуальные способности детей в игре.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, а это вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать  исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Все игры и пособия, которые предназначены для развития логического мышления дошкольника, можно условно разделить на несколько типов.

1. К первой категории относятся упражнения, способствующие формированию такой важной для логического мышления функции как память. Перед дошкольником нужно будет поставить игровую задачу, в которой ему предстоит запоминать. Давайте ему для этого ряды картинок, которые он должен будет запомнить, разбив по группам (например, транспорт, мебель, растения, одежда, посуда, животные и т. д.). С этой целью можно использовать яркие привлекательные дидактические карточки с изображениями. Хорошая тренировка памяти возможна также с применением различных кубиков, объемных букв или цифр: выкладывая перед ребенком ряды из тех или иных элементов, предлагайте ему повторить увиденную последовательность.

2. Особую категорию игр составляют логические упражнения, в которых ребенку нужно будет отыскать закономерность или найти недостающую фигуру. Чтобы выполнить такие игровые задания, ребенку нужно будет провести простой анализ путем сравнения предметов, входящих в горизонтальный или вертикальный ряд.

3. Важную роль в формировании логического мышления играет умение воссоздавать изображенные на схеме фигуры из нескольких элементов. С этой целью можно использовать различные головоломки на плоскости, состоящие из геометрических деталей. Для этого отлично подойдут известные многим мировые головоломки, такие как «Танграм»«Колумбовояйцо», «Монгольскаяигра». Показывайте ребенку схематичную фигуру, составленную из треугольников, прямоугольников, квадратов и ромбов и просите его выложить точно такую же.

4. Развить навыки классификации ребенку помогут игры типа: «Найди лишнее». В них дошкольнику предстоит из нескольких изображений отыскать то, которое не подходит к данной группе по какому-либо критерию. Детям трех лет можно предложить самые простые игры данного типа, постепенно наращивая их сложность. В детских магазинах сегодня не трудно найти специальные игровые наборы карточек для выполнения подобных увлекательных занятий. Полученные в ходе таких игр навыки позволят детям быстрее овладеть смысловой группировкой, с которой они столкнутся в школе.

5. Пространственное восприятие и внимание являются основой и составной частью логического мышления, поэтому важно давать дошкольнику задания и на развитие этих процессов тоже. Предлагайте детям карточки, на которых нужно отыскать различия между двумя изображениями - это поможет улучшить концентрацию внимания. Пространственно-логическое мышление развить помогут самые разнообразные объемные головоломки и конструкторы, благодаря которым ребенок сможет научиться представлять в воображении положение предмета, размещать объекты в пространстве в соответствии с созданным в голове образом

6. Развить аналитическое и стратегическое мышление помогут разнообразные настольные интеллектуальные игры, в которых ребенку предстоит просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Например, это могут быть любимые всеми шахматы или шашки, домино, загадки-шарады или популярные сегодня игры-квесты. Для формирования способностей проводить анализ, детям подойдет упражнение «Небылицы», в котором им предстоит отыскать на картине экстравагантного художника те детали или фрагменты, которые нарисованы неверно.

7. Словесно-логическое мышление помогут развить разнообразные игры в слова. Например, широко известные настольные забавы, которые любимы уже ни одним поколением детей: игры типа «Эрудит» или «Словодел».

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, а это вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать  исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

И так как на каждом возрастном этапе создаётся определённая «ступенька» перехода к следующему этапу, я начала работу по развитию логического мышления с детьми средней группы.

Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила  в несколько этапов:

Во-первых, необходимо было заинтересовать детей дидактической настольной игрой.

 Во-вторых, необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия.

Сначала я предлагала малышам веселые задания, где требовалось:

 - сортировать предметы «на кучки» в зависимости от их цвета, формы, материала;

 - классифицировать предметы по общему признаку и разделять карточки с их изображением (фрукты и овощи, обувь и одежда, посуда и мебель);

- составлять картинку из отдельных частей,  сложить правильно из  кубиков изображение героев мультфильмов.

В непосредственной образовательной деятельности целесообразно развивать логическое мышление на занятиях по формированию математических представлений.

Ведь всем известно, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей.

Используя дидактические игры идет ознакомление с новыми сведениями. Непременным условием является применение системы игр и упражнений. Ребенок совершает умственные действия – сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение.

Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений я использовала логические упражнения и игры на классификацию, анализ и синтез. Такие как: «Заплатки», «Найди и раскрась», «Из каких фигур картинка», «Подумай и дорисуй», «Продолжи ряд», «Волшебный мешочек», «Что изменилось», «Чем отличаются».  и т.д.

На занятиях по конструированию я развивала способность детей к логическому синтезу. Мы создавали постройки по заданному образцу, схеме, анализировали их, выделяя основные части,  пространственное расположение. На занятиях по аппликации дети учились составлять полное изображение из частей, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие.

В совместной деятельности мы занимались в центре развивающих игр с различными настольными играми логического содержания, дидактическими играми: «Мы составляем Петрушку», «Геометрическое лото», «Собери гирлянду», «Найди пару», «Часть и целое», и др.

Игры-головоломки на составление из геометрических фигур  и специальных наборов образных и сюжетных изображений по образцу или по замыслу: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» (См. З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»). Детей привлекает в них занимательность, свобода действий, возможность проявлять творчество и фантазию. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Он получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета.

Детям с более высокими способностями к логическим операциям я предлагала настольные игры логического содержания и  игры-головоломки: «Колобок», «Русалочка», «Пингвины на льдинах» и т.п., дифференцируя уровень сложности заданий согласно их возрасту и возможностям.

В игровой деятельности я использовала подвижные игры «Гаражи», «Прокати в ворота», «Кто в каком домике живёт». Игры с мячом «Назови одним словом», «Отвечай быстро», «Скажи наоборот». Сюжетно-ролевые «Забывчивый покупатель», «Помоги Матроскину сделать покупки».

Целенаправленную работу по развитию логического мышления я продолжила с детьми старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте применяла задания требующие осмысления, используя проблемные ситуации. Они побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытие мира математики. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие.

Для активизации  мыслительной   деятельности  на  занятиях по математике, вводилась  логическая задача, загадка, упражнение логического характера, или игра. Ребята увлекались решением задач на сообразительность, понимая, что для правильного решения необходимо сосредоточится и найти некий «подвох», например:

 У кого голова дорога? (У коровы – есть голова да рога.) У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 6 крыльев. Сколько у них хвостов?

Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями.

Поводила так же специальные занятия по элементарному развитию логических представлений.

В совместной деятельности игры, упражнения и задания постепенно усложнялись: определение  закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам.

 В центре развивающих игр дети занимались более сложными заданиями: различными лабиринтами, головоломками и кроссвордами из детских журналов, картинки-раскраски, где определенной цифре соответствует свой цвет.

Особенно понравилось моим ребятам работать по карточкам с логическими заданиями:

- Логические задачи на поиск недостающего и нахождение закономерностей «Какой фигуры не хватает?» решаются на основе анализа каждого ряда фигур путём их сравнения уже не одному, а по двум, трём признакам, обобщения выделенных признаков.

- Логические задачи на  выделение признака отличия «Найди лишнее», в которых постепенно увеличивалось количество отличительных признаков (цвет, форма, размер).

Более способные дети с удовольствием решали задачи на поиск недостающего, сравнивая и по четырём признакам, и требовали от меня всё новые и новые карточки, которые я придумывала по тематике занятий.  (Например: инопланетяне, ключи, животные и т. д.).

Игры на логику с дошкольниками можно проводить не только на специальных занятиях сидя за столом, но и - в любое удобное для этого время, даже в путешествиях на прогулке. Большинство упражнений не требует каких-либо специальных приспособлений, например, те же игры на классификацию можно устроить, просто назвав ребенку ряд слов и предложить ему исключить то, которое не подходит к данной последовательности.

Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста - это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.

Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего делать это в игровой форме.

 

 

Совместная деятельность с детьми.

 

Мы составляем Петрушку.

 

    Наши любимые головоломки!                   Кто будет моей парой?

 

Ну, сейчас я точно выиграю!

 

Вот чего здесь не хватает!

 

 

Логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур.

        Развивают у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого, анализировать.

Образцы карточек на сравнение по двум признакам.

 

 

 

Образец карточки на сравнение по трём признакам.

 

 

 

Образец карточки на сравнение по четырём признакам.

 

 

Логические задачи на поиск лишнего объекта.

Являются традиционной формой заданий на развитие визуального анализа. Развивают такие приёмы умственных действий как анализ, синтез.

Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или объектов по определённому признаку.

Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.

 

 

 

 

Логические задания на нахождение закономерности.

Упражнения на продолжения ряда развивают умения обобщать и анализировать, строить упорядоченные ряды по выбранному признаку.

Образцы выполнения упражнений детьми.