Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6938 Конспект НОД «Я удивляю малыша»

Опубликовано 11.02.2022

 

Гречко Татьяна Николаевна

МБДОУ №17 «Василек»

Краснодарский край, город Армавир

Воспитатель

 

Конспект НОД «Я удивляю малыша»

  

 

План-конспект занятия мастер-класса «Я удивляю и радую малыша!»

Каждый день дети часто проводят опыты с разными веществами. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с таких действий как, измерение глубины луж, переливание воды, пересыпание песка, шуршание листьями. Все это в значительной мере и есть проявление любознательности, стремление к исследовательскому поиску.

 Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он позволяет детям получить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания (ФГОС ДО). В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Тема занятия: «Что мы знаем о воде?»

Цель: -  Актуализировать представления о процессе развития познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:   

1.       -  Дать детям представление о роли воды в природе, о ее свойствах.                                             2.       -  Развивать любознательность и наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь;                                              3.       - Воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа: Фильтр, очистительные сооружения, круговорот воды.

Методическое обеспечение:

Дидактические средства: карточки в виде капелек воды с загадками, ведерко; карточки с рисунками (ответы на загадки);  панно «Кому нужна вода», карточки-схемы, карточки-символы, обозначающие свойства воды, обручи; фильтры для очистки воды «Аквафор»; картинки с растительным и животным миром.

Аудиосредства: записью шума воды.

Предварительная работа:

1.     Изготовление панно «Кому нужна вода»

2.     Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

3.     Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

4.     Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

 

Формы организации деятельности: занятие с элементами игровой деятельности.

Мотивация: создать в группе условия для занятия, беречь воду, закрывать кран.

Ход занятия:

Обращает внимание детей на то, что сегодня, когда он пришел в детский сад, то увидел на пороге серебряное ведерко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нем лежит?

После того как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведерка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.

 

1.Лежало одеяло, мягкое, белое,

Солнце припекло, одеяло

потекло.

(Снег)

2.Покружилась звёздочка    Села и растаяла

В воздухе немножко,          На моей ладошке. (снежинка)

3.Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним — прочь бегут.

(Дождь)

4.Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

5.Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём

Ищем, ищем, не найдём. (роса)

6.Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.  (сосулька)

7.Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

8.Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

(Речка)

 

Дети прикрепляют на магнитную доску карточки с рисунками (ответы на загадки).

Воспитатель. Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О воде!

-А из чего состоит вода?

-Рассмотрим капельку воды! (каждому ребенку посадить капельку воды на ладошку)

Мы с вами уже проводили опыты с водой и знаем её свойства. Сейчас вы будете доставать из коробочки карточку (вводится на предыдущих занятиях), называть свойства воды и рассказывать, как это можно проверить?

Дети по очереди называют свойства воды:

-   Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой

-  Вода – бесцветная, но может изменять свой цвет. Если налить её в стакан и положить в него ложку, то мы увидим ложку. Значит вода прозрачная, без цвета. Но мы можем туда что-нибудь добавить и она изменит свой цвет. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

-  Вода – безвкусная. Если воду попробовать, то она не соленая, не горькая, ни кислая, ни сладкая. Значит, у неё нет вкуса.

-   Вода не имеет запаха. Если понюхать воду, то она ничем не пахнет.

- Вода может быть теплой холодной и горячей

- Мы перечислили свойства жидкой воды.

- А бывает вода твердая?

-Твердая вода это лед, например сосулька.

- А что такое пар?

- Пар – это тоже вода!

-Воду мы можем слышать.

Воспитатель: Ребята, смотрите,  у нас на столе лежит одна капель. Как вы думаете, почему она здесь осталась ведь мы все капельки уже рассмотрели на наших ладошках.

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете,  что капельки могут путешествовать? Хотите узнать как?

 

Опыт 1: «Облако в банке»

Оборудование: 3-х литровая банка, крышка, горячая вода, лёд.

Ход проведения: наливаем в трехлитровую банку горячую воду (уровень 3-4 см, сверху прикрываем банку крышкой, на нее выкладываем кусочки льда.

Объяснение: теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Да, вот так образуются облака.                                                         

А почему идет дождь? Капли в виде нагретого пара поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и… снова возвращаются на родину.                                                                                                   Вывод: в природе происходит круговорот воды или  путешествие капельки.

 

Воспитатель. Как вы думаете, для чего людям вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Людям требуется очень много воды. Подумайте и скажите, кто еще не может жить без воды?

Дети (воспитатель добивается от детей развернутых ответов):

—Рыбам нужна вода, они в ней живут.

—Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают.

—Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)

—Человеку нужна вода, чтобы пить, стирать, умываться и т.д.

Воспитатель предлагает детям собрать панно «Кому нужна вода». Дети рассуждают, вносят исправления, если кто-то ошибся.

 

Физкультминутка. Игра «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети — это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «тучки», испарилась. Игра проводится 2—3 раза

.

Воспитатель: Всем нужна чистая вода. Но чистой воды остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров (показывает разные фильтры «Аквафор»).

Воспитатель предлагает детям с помощью карточки-схемы вспомнить, как они очищали талую воду с помощью салфетки

Затем дети  вместе с воспитателем очищают загрязненную воду с помощью фильтра.

Воспитатель: Но это фильтры, с помощью которых мы очищали воду – это небольшие фильтры. Мы их используем в своих квартирах. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. Для этого мы пользуемся водопроводной водой. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но воду из реки пить нельзя, она не очень чистая, и человек может заболеть, если попробует такую воду. Для того чтобы вода стала безопасной для нас, ее специально очищают, и только после очистки она попадает в кран. Очень много людей должно потрудиться для этого! Одни делают на заводах трубы, другие помогают воде из реки попасть в эти трубы — строят водопровод, третьи очищают воду, четвертые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течет из крана, и поэтому ее можно не экономить, пусть льется! Но это не так. Если мы с вами выяснили, что вода в кран поступает из реки, представляете, что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми и не будут бережно относиться к воде! (Выслушайте предположения детей, обсудите их.)

Воспитатель задает детям вопросы:

-  Как вы думаете, почему иссяк родник, мелеют реки и моря?

- Почему воду надо беречь?

- Как мы с вами можем ее сберечь?

Ответы детей (воспитатель добивается от детей развернутых ответов).

Воспитатель подводит итоги их высказываний.

-  Воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

-  Никогда не бросать мусор в реку, озеро и другие водоемы на отдыхе

- Не лить понапрасну воду и др.

Опыт 2. «Рисуем водой»                                                                                                                                       

Воспитатель. - А еще вода может превращаться в мыльные пузыри.                              

Работа за столами:                                                                                                                           

 - Добавляем в стаканы с водой краску, размешиваем делаем пенную шапку, трубочкой,  отпечатываем пену на листе бумаги получаем рисунок.

Вывод: Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. В результате систематической и  регулярной экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.