Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №21 «Малышок»
г. Новоалтайска Алтайского края
Конспект занятия
познавательного цикла
по социально-эмоциональному развитию
в старшей группе
Тема: «Добро и зло»
Составила воспитатель:
Кузнецова Марина Егоровна
2021г.
Тема: «Добро и зло»
Цель: формировать у дошкольников представление о добре и зле.
Программные задачи:
- показать красоту добрых поступков и не красоту злых;
- дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло;
- учить сопереживать;
- продолжать учить составлять всем вместе связный рассказ, пользуясь приёмами моделирования;
- развивать навыки связной речи;
Материал:
- карточки с изображением эмоций, по количеству детей: веселье, злость, страх.
- шкатулка с письмом от Деда Мороза.
- изображения оленей: весёлого, злого, пугливого.
- иллюстрации к сказкам.
- бумажные сердечки для каждого ребёнка, одна сторона красная, другая белая.
- угощения для детей.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1ч.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам в гости не просто так. Мне очень хочется с вами познакомиться. Меня зовут – Марина Егоровна (протягиваю руку ребёнку). А тебя как зовут?
Ребёнок: … (называет своё имя)
Воспитатель: - Марина Егоровна! (протягиваю руку следующему ребёнку)
Ребёнок: … (называет своё имя)
И так далее, пока не перезнакомлюсь со всеми детьми, так образуется круг.
Игра: «Рукопожатие»
Воспитатель: - А теперь давайте мы с вами обнимемся! (обнимаемся).
Вот мы с вами познакомились и подружились. Чему я очень рада!
Ребята, я знаю, что вы готовитесь к самому сказочному празднику, которого ждёте целый год. Догадались, о каком празднике я вам говорю? И у меня есть для вас сюрприз. Вот смотрите (достаю шкатулку). Мне её подарил сам Дедушка Мороз. Только вот открыть её я не могу (пытаюсь открыть, а шкатулка не открывается), не открывается.
Голос: - Шкатулку открыть не пытайся сейчас. В ней спрятан чудесный секрет. Откроется добрым шкатулка моя. А злым не откроется – нет!
Воспитатель: - Ой, ребята! Даже ноги подкосились. (сажусь на ковёр, и усаживаю ребят). Это же голос Деда Мороза. Интересно, только добрым, а кто такой добрый человек? Вы мне поможете?
Дети: … (тот кто делает добрые поступки)
Воспитатель: - А какие бывают поступки вообще?
Дети: … (добрые и злые)
Воспитатель: - А какие поступки, как вы думаете, можно назвать добрыми?
Дети: … (если кто то кому то помогает)
Воспитатель: - Понятно! Как вы думаете, какие поступки могут доставить неприятности?
Дети: … (плохие)
Воспитатель: - совершенно верно! Какие вы оказывается молодцы! Но чтобы ещё лучше мне вас узнать, я предлагаю нам вместе отправиться в следующее путешествие1 вы любите сказки?
Дети: … (да)
Воспитатель: - Я вам всем предлагаю приобрести сказочные билеты. Подходите к кассе.
Дети подходят к кассе, где расположены картинки с изображением эмоций: веселье, злость, страх.
Воспитатель: - Вы сейчас можете выбрать себе любой из этих билетов, который как вы думаете подходит нам в дороге больше всего, очень хотелось бы приятно, хорошо отдохнуть.
Дети выбирают билеты.
Воспитатель: - Дима, почему ты взял билет именно с такой эмоцией? Как ты думаешь, что может подарить тебе твой билет?
Спросить у всех желающих детей.
- Даша, а почему ты взяла вот этот билет? (злой)
Даша: …
Воспитатель: - Ну что же, у вас у всех счастливые билеты, которые, я уверена, принесут вам удачу в пути.
И так, у всех билеты? Ребята, а на чём бы вы хотели отправиться в сказочное путешествие? (спросить у всех мнение)
Замечательно! А отправимся мы в сказочное путешествие на волшебном олене, только вам снова придётся выбрать, на каком олене мы с вами отправимся в путь, и нам будет с вами хорошо, удобно, безопасно.
Дети снова выбирают эмоции – весёлого, злого, со страхом.
Воспитатель: - Почему вы выбрали этого оленя?
Дети: … (потому что он весёлый)
Воспитатель: - Что может случиться, если олень будет злой?
Дети: … (может перевернуть нас)
Воспитатель: - Совершенно верно! А если он будет всего бояться? Как вы думаете, он нас повезёт в далёкую дорогу?
Дети: … (он ни куда не поедет)
Воспитатель: - Тогда в путь! (Звенит колокольчик) занимайте свои места, возьмитесь за пояс друг друга и конечно же за оленя.
Дети оказываются в стране сказок.
Воспитатель: - По моему мы с вами оказались в стране сказок.
2ч.
1-я сказка: «Красная шапочка»
Воспитатель: - Ребята, кто узнал эту сказку?
Дети: … (Красная Шапочка)
Воспитатель: - Кого мы можем назвать добрым в этой сказке?
Дети: … (Красную Шапочку, бабушку)
Воспитатель: - Я с вами согласна! Почему? За что все любили Красную Шапочку? Как вы думаете?
Дети: …
Воспитатель: - За что был наказан волк в этой сказке?
Дети: … (за то что он был злой)
Воспитатель: - Совершенно верно! Я с вами тоже согласна. Какой поступок совершил волк?
Дети: … (он съел бабушку и хотел съесть Красную Шапочку)
Воспитатель: - Поместите карточку с соответствующей эмоцией возле волка.
Дети выбирают и прикрепляют к иллюстрации карточки.
Воспитатель: - А теперь возле Красной Шапочки.
Дети крепят.
Звенит колокольчик.
Воспитатель: - Ребята, колокольчик зовёт нас в другую сказку! Занимайте свои места, двигаемся дальше.
2-я сказка: «Белоснежка»
Воспитатель: - Ребята, вы узнали эту сказку?
Дети: … (отвечают)
Воспитатель: - Ребята, какой поступок совершила мачеха Белоснежки?
Дети: … (плохой, злой)
Воспитатель: - Кто помог бедной Белоснежке?
Дети: … (семь гномов)
Воспитатель: - Как была Белоснежка вознаграждена в сказке за своё доброе сердце?
Дети: … (все её любили и помогали)
Воспитатель: - А как была наказана в сказке мачеха за своё злое сердце?
Дети: … (она погибла)
Зачитать этот отрывок, когда её сердце не выдержало.
Воспитатель: - Вот видите ребята, оказывается от злости можно умереть. Какую карточку мы поместим возле Белоснежки?
Дети: … (добрую)
Воспитатель: - А возле мачехи? Вот пусть она уй достанется.
Дети: … (злую)
Звенит колокольчик.
Воспитатель: - Нам пора! Занимайте свои места, поехали!
3-я сказка: «Снежная королева»
Воспитатель: - Ой ребята, это же сама Снежная королева. И дворец у неё изо льда, и сердце у неё говорят ледяное! Как вы думаете, может человек с холодным ледяным сердцем быть добрым?
Дети: … (нет)
Воспитатель: - Конечно же нет! Давайте послушаем друг у друга сердечки – бьются?
Дети: … (слушают)
Здесь бьётся сердце: ласковое, заботливое, доброе, любящее, горячее, храброе, хорошее.
Воспитатель: - Вот и я вам сегодня хочу подарить маленькую частичку своего сердца. (раздаю сердечки)
3ч.
Воспитатель: - Вы пожалуйста подумайте, какое доброе дело каждый из вас может сделать в детском саду, дома, на улице. И нарисуйте его на своих сердечках.
Дети садятся за столы и схематично изображают свои добрые дела, поступки.
Воспитатель: - Вы пока думайте, а я кажется уже придумала. Если я воспитатель, значит учу детей. А знания берутся из книги, и я в своём сердце нарисую книгу, я думаю это доброе дело, делиться своими знаниями с другими.
Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сердце Снежной королевы оттаяло и стало добрым?
Дети: … (обнять, поцеловать)
Воспитатель: - А давайте поместим свои добрые дела в её сказочный дворец.
Дети помещают в окна дворца свои сердечки.
Воспитатель: - Вот и получился у нас с вами дворец добрых дел. Ведь каждое доброе дело идёт от сердца к сердцу. И я точно знаю, что войдя в такой дворец, даже сама Снежная королева станет ласковой и доброй.
Звенит колокольчик.
Воспитатель: - Вот и нам пора возвращаться в группу, закройте все глаза и послушайте!
Музыка: «В лесу родилась ёлочка», дети открывают глаза, у воспитателя в руках шкатулка.
Воспитатель: - Посмотрите, моя шкатулка оттаяла. А в ней настоящее письмо от Деда Мороза! Я его вам отдаю.
Прочитать письмо. В письме приглашение от Деда Мороза на ёлку.
Воспитатель: - Ребята, а знаете почему шкатулка оттаяла и открылась? Я думаю, что это вы её открыли своими добрыми сердцами и поступками. Спасибо вам за это, мне удалось выполнить задание Деда Мороза. Мне у вас очень понравилось, и вы тоже.
Ну, мне пора. Загостилась я у вас. А у меня для вас есть ещё один сюрприз!
Угощаю конфетами.
До свидания!