Филиал №1 «Тополёк» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105 города Пензы «Детство»
Конспект физкультурного занятия (сюжетное) для детей старшего дошкольного возраста:
«Освобождение Иванушки» (по сказке «Гуси-лебеди»)
Подготовила:
Яраева Н. Р.
г. Пенза 2021
«Освобождение Иванушки» (по сказке «Гуси -лебеди»)
Программное содержание:
Цель: способствовать формированию двигательных навыков и физических качеств, развивать интерес к занятиям по физической культуре.
Задачи:
1.Оздоровительные:
- Формировать правильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений и игр;
- Укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнений упражнений;
2. Образовательные:
- Закреплять навыки разных видов ходьбы (на носках, на пятках, широким шагом
-Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед (отработка приземления на полусогнутые ноги и на носочки);
-Упражнять детей в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке с перешагиванием предметов;
-Развивать координацию движений при ходьбе по шнуру приставным шагом;
-Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость.
3. Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за порученное задание;
-интерес к русским народным сказкам;
-интерес у детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений и к занятиям по физической культуре.
Методы: наглядный, игровой, практический, словесный.
Предварительная работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке, беседы о здоровом образе жизни.
Предметно-развивающая среда: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, письмо, кукла Иванушка, гимнастическая скамейка, шнур, обручи, полифункциональная ширма с тоннелем, кубики, дуги , дрова декоративные, музыкальное сопровождение.
Вводная часть.
Дети входят в зал и становятся в шеренгу.
Воспитатель:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй ты и здравствуй я,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Ребята, сегодня мне пришло письмо, из сказочного царства, от сестрицы Аленушки , давайте прочитаем ,что она нам пишет.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Аленушка, мой брат Иванушка попал в беду, когда он гулял во дворе, налетели гуси-лебеди, подхватили его и унесли в неизвестном направлении. Прошу вас помочь, вернуть братца домой, ведь вы очень ловкие и смелые ребятки».
Воспитатель: Ребята, в сказке приключилась беда, Баба – Яга и её верные помощники «гуси-лебеди» украли Иванушку. Как вы думаете, мы сможем помочь Алёнушке и выручить ее братца из беды?
Дети: «Да»
Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие.
И не надо нам бояться
Надо за руки всем взяться.
Прямо в сказку нам пойти
И Иванушку найти.
Друг за другом повернулись
Шагом марш! Идем вперед! (Музыка)
Через лес ведёт дорога,
Лес волшебный - непростой!
Не пускает он детей! (На экране слайд с изображением волшебного леса)
Превращаемся в зверей. (Ходьба обычная)
За мамой лисицей крался лисенок (спина прямая, руки за головой) - Ходьба на носках.
За мамой лосихой топал лосенок (руки за спиной) - Ходьба на пятках.
Волчица вела за собою волчат (спина прямая, руки двигаются свободно) - Ходьба широким шагом.
За мамой зайчихой – косые зайчата - Прыжки с продвижением вперед.
Впереди журчит ручей, побежали все скорей - бег змейкой.
Ходьба друг за другом
Впереди дремучий лес – Бег с высоким подниманием колена.
Вышли на ровную дорожку. Ходьба друг за другом. Изобразим ветерок (дыхательная гимнастика: дети вдыхают воздух носом и выдыхают через рот, губы трубочкой.)
Воспитатель: Ребята мы зашли далеко в лес и теперь, чтобы продолжить путь, нам надо превратиться в деревья.
(2 минуты)
Общеразвивающие упражнения.
1. «Береза». И. п.: о. с.
1 – поднять руки через стороны вверх, встать на носки,
2 – опуститься, руки за голову,
3- поднять руки вверх, встать на носки,
4 – и.п.
2. «Рябина». И. п.: стойка, ноги врозь, руки вниз.
1-3 – руки за голову, пружинящие наклоны вправо (влево),
4 – и.п.
3. «Осинка». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-3 – поднять руки и ноги вверх, потрясти ими в воздухе.
4 – и.п.
4. «Елка». И. п.: высокая стойка на коленях, руки на пояс.
1 – отставить правую ногу в сторону на носок, руки в стороны,
2 – исходное положение,
3 – отставить левую ногу в сторону на носок, руки в стороны,
4 – и.п.
5. «Яблонька». И.п.: высокая стойка на коленях, руки в стороны.
1-2 – поворот вправо, правой рукой коснуться левой пятки, левая рука на правом плече,
3-4 – и.п. Тоже влево.
6. «Шиповник». И. п.: сидя, ноги скрестно, руки к плечам.
1 – наклон вперед, правым локтем коснуться левого колена,
2 – и.п.,
3 – наклон вперед, левым локтем коснуться правого колена,
4 – и.п.
7. «Хорошее настроение». И.п.: о. с.
1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны,
2 – и.п.
8. Упражнение на восстановление дыхания: «Гуси».На вдох руки поднятьвверх, на выдох опускать руки, произнося «Гу-у-у-у»
(5 минут)
На экране появляется слайд с изображением печки.
Воспитатель: Ребята, это же печка из сказки! Кажется, она хочет что-то сказать!
(включается звуковое сопровождение слайда)
- Ребята, скоро всё погаснет –
Не хватает дров!
Труд мой, видимо, напрасен,
Не будет пирожков!
Воспитатель: Я видела здесь неподалёку дрова! Скорее перенесём их печке! А чтобы это получилось быстрее и огонь в печке не погас, разделимся на две команды и посмотрим, какая команда самая быстрая и сильная.
Эстафета «Перенеси дрова»
Воспитатель: Какие вы молодцы! Так быстро перенесли все дрова к песке!
(Включается звуковое сопровождение слайда)
- Спасибо вам, ребята! Этих дров мне теперь надолго хватит!
Воспитатель: ну чтож, до свидания, Печка! Нам пора дальше в путь!
Движение поскоками по кругу
Воспитатель: (обращает внимание детей на экран, где проецируется изображение яблони) А вот яблонька знает куда гуси - лебеди полетели, подскажет нам, только яблочки её надо собрать.
Чтобы Ванечку найти.
Колонны вы смыкайте, (Сомкнуть колонны!)
Друг за другом вы шагайте!
Перестроение в 1 колонну
Основные виды движений (все движения выполняются по 2 раза поточным способом).
Подойдем к яблоньке.
1. Ходьба по канату, лежащему на полу, приставным шагом (пятка к носку) руки в стороны.
Сорвём все яблочки с яблоньки.
2. Подлезание под дуги правым и левым боком. Подлезть под дугу, встать, выпрямиться, сделать подскок с хлопком над головой. ( Достать яблочко )
Включается звуковое сопровождение слайда (от лица Яблоньки):
Спасибо, вам друзья. Ваш путь лежит через мосточек, прямо к топкому болоту, там по кочкам вы пройдёте – и к Яге вы попадёте.
Воспитатель: Друг за другом становитесь,
Шире шаг, идем вперед!
Проходим по мосту, через речку.
3. Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через предметы (кубики), руки на поясе.
Топкое болото.
4. Прыжки из обруча в обруч на двух ногах.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Яблоньке помогли.
Спасибо она нам сказала и путь-дорогу показала!
Что ж, в путь! (звучит тревожная музыка)
Ребята, дальше будем передвигаться на цыпочках, тревожно как-то в этом волшебном лесу! (ходьба на цыпочках)
На экране слайд с изображением реки.
Воспитатель: Ребята, мы пришли к волшебной речке, она о чём-то просит нас!
(включается звуковое сопровождение слайда)
- Я – молочная река,
Мои кисельны берега.
Но меня так засорили,
Что в болото превратили!
Русло б мне прочистить надо.
Помогите мне, ребята!
Воспитатель: Ребята, мы уже помогли печке, яблоньке, неужели мы не поможем речке?!
Дети: Конечно, поможем!
Проползание через тоннель поточно
На экране слайд избушки Бабы-Яги.
Воспитатель: Наконец-то мы дошли до избушки Бабы Яги.
Не шумите, не кричите,
Так как тут в избушке
Живёт не добрая старушка,
А злая Бабка - Ёжка,
Костяная ножка.
За руки беритесь и в кружочек становитесь!
(Делаем круг)
Подвижная игра: «Бабка – Ёжка»
Мы весёлые ребята,
Любим прыгать и играть.
Бабка – Ёжка, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови.
С этими словами дети разбегаются в разные стороны. Баба-Яга бегает за ними, стараясь осалить. Те, кого Баба-Яга осалила, приседают на корточки. Игра продолжается до тех пор, пока Баба-Яга не осалит всех детей. (играем 3 раза, выбирая Бабу Ягу считалочкой).
(15 минут)
Заключительная часть.
Воспитатель: Бабу Ягу мы отвлекли, а теперь нам нужно найти Иванушку. Давайте его поищем.
Проводится малоподвижная игра «Найди Ванечку»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли Ванечку. Он такой маленький, так испугался. Становитесь в круг. И будем говорить Ване ласковые слова.
Хорошо, что у сказки счастливый конец!
Вы такое доброе дело сделали, не смотря на все препятствия! Иванушку спасли и Бабы Яги не испугались. И всё потому, что вы дружные, ловкие, смелые, не боитесь трудностей и готовы всегда прийти на помощь. А теперь нам пора возвращаться назад.
Заключительная ходьба по кругу.
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись! Наше увлекательное сказочное путешествие закончилось, как и физкультурное занятие!