Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8400 Проблемы реализации инклюзивного образования в условиях ДОУ.

Опубликовано 11.02.2024

Дьячкова Марина Александровна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 131»

г.о.Самара

 

       Проблемы реализации инклюзивного образования в условиях ДОУ.

 

 

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет почувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку. Независимо от его потребностей и других обстоятельств. Полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.»

Дэвид Бланкет

 

     Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования, первой ступенью образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи. В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается.

     Дошкольное образование, как и образование в целом – процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна, практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

      На данном этапе в дошкольном образование достаточно много проблем, мы рассмотрим некоторые из них. Одной из проблем, которая является одной из важнейших на современном этапе – это увеличивающее число детей с проблемами здоровья с ограниченными возможностями.

      Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

      «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд проблем.

       Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

      Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

      К сожалению многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации без барьерной среды и тд.

Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей специалистов ДОУ.

       Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.

       Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям образовательной системы. Дошкольные образовательные организации выполняют не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из детей происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где дети и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

                                     

                                                 Литература.

1.

     Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.

2.         Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации. – М.: Правда, 2000. С. 254.