Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5792 Консультация для воспитателей «Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Опубликовано 25.02.2020

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №201»

 

Консультация для воспитателей
«Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»

 

 

 

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной

категории Тукбулатова Л. Ф.

 

 

Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? 
Можно создать в детском саду «мини-музей». Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е., ребёнка.

Что такое «Мини-музей»

Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп пополняют их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Цель создания мини – музея.

Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями

Задачи:

  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  • Формирование у дошкольников представления о музее
  • Расширение кругозора дошкольников
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
  • Развитие творческого и логического мышления, воображения
  • Вовлечение родителей в жизнь детского сада

Этапы создания мини-музея.

• Подготовительный этап.

• Этап реализации.

• Обобщающий этап.

Подготовительный этап.

1. Выбор темы и названия.

2. Выбор места размещения мини-музея.

3. Планирование экспозиций.

4. Принципы построения экспозиции.

5. Разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.

6. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей.

1. Выбор темы и названия

- создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, тема определяется педагогом, обсуждается с родителями и детьми;

- тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом;

- тема определяется спонтанно. В этом случае играет роль инициатива ребенка. Например, вопрос ребенка «Откуда берется хлеб? », либо приносит фотографии домашних животных.

2. Размещение мини-музея

При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребенка.

2.1. Групповое помещение.

Это вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Однако расположение мини-музея в группе имеет и минусы:

- постоянный доступ к экспонатам имеют дети только одной группы.

- удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.

Экспонаты могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках, на небольших полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить в уголке природы, мини-музей гжели или хохломы - возле уголка творчества, мини-музей связанный с тематикой спорта - рядом со спортивным уголком.

2.2. Раздевалка.

Вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.

Важно, чтобы полки с экспонатами располагались не над шкафчиками для одежды, а были закреплены на уровне глаз ребенка.

2.3. Помещения для дополнительных занятий.

Помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых мини-музеев. Однако при оформлении мини-музеев в таких помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.

2.4. Холлы.

Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафчиках. Часть образцов может разместиться на стенах и потолке (если это безопасно). Групповые мини-музеи могут располагаться рядом с входом в группу. При таком расположении мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя и детей время. Рассматривать экспозицию могут все родители со своими детьми.

2.5. Территория.

На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом. Например, исторические и фольклорные. Такой музей может быть представлен русской избой, фермой, избушкой Бабы Яги и лешего, мельницей и т. п. На базе музея под открытым небом можно проводить фольклорные праздники.

3. Планирование экспозиций.

Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.

Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:

1) по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;

2) по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;

3) по решаемой задаче:

- для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);

- установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»).

3. Принципы построения музейной экспозиции.

• Принцип деятельности и интерактивности

- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.

• Принцип научности

- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.

• Принцип динамичности и вариативности

- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.

• Принцип разнообразия

- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.

• Принцип экологичности и безопасности

-оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.

• Принцип непрерывности

-мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.

5. Паспорт мини-музея.

1. Визитная карточка:

– название мини-музея

– цель создания

– разделы и экспонаты

– фотографии

2. Оформление мини-музея.

Этап реализации.

1. Оформление мини-музея

2. Формы работы с детьми в мини-музее.

1. Оформление мини-музея.

Так как внимание дошкольника еще недостаточно сформировано, эффективность всей работы мини-музея будет в немалой степени зависеть от того, на сколько удачно расположены экспонаты и от степени их привлекательности для ребенка.

Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Для этого можно использовать стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и т. д.

В горизонтальной одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции (предметы) одного наименования, отличающиеся по окраске, форме, размеру. Таким образом, можно показать объект с разных сторон, сравнив его с другими.

В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально, а это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

- размещение материала на настенных полочках,

- использование ширм,

- использование стендов (изготавливаются из картона любой формы, подходящей для размещения экспонатов, обтянутого тканью),

- использование кубиков различной высоты, задрапированные тканью,

- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках дерева.

Основная ошибка при организации мини-музея, это когда мини-музей превращается во фрагмент общего интерьера

2. Формы работы с детьми в мини-музее.

В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

1) занятия-экскурсии

2) занятия с элементами игры

3) занятия с творческими заданиями

4) исследовательская деятельность

5) продуктивная деятельность

6) самостоятельная деятельность

Обобщающий этап.

• Что было сделано?

• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)

• Что нового узнали?

• Что хотели бы еще узнать?

• С кем можем поделиться полученными знаниями?