Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6444 Конспект занятия в старшей группе «Что такое деньги, доход и расход»

Опубликовано 25.03.2021
Почивалова Ольга Михайловна
МБДОУ детский сад №52 г.Пензы «Полянка»
г.Пенза
воспитатель
 

 

Конспект занятия в старшей группе «Финансовая грамотность».  

Тема:” Что такое деньги, доход и расход”. 

Цель: формирование основ финансовой грамотности. 

Задачи: 

- Познакомить детей с понятием деньги, доход, расход. 

- Познакомить детей с видами денег. 

- Закрепить представления детей с назначением и использованием денег. 

- Развивать познавательный интерес, внимание, мышление, память. 

- Воспитывать любознательность, бережливость. 

Оборудование и материалы: Картинка с изображением Мухи-Цокотухи; игрушечные деньги: бумажные, монеты, пластиковые карты; касса, продукты для игры в «магазин». 

Ход занятия: 

Организационный момент:

Игра- приветствие

(Звучит музыка –фонограмма. Воспитатель встречает детей на ковре)

- Здравствуйте, ребята дорогие! Я - рада встречи с вами

Малоподвижная психологическая игра «Круг дружбы»

(Воспитатель- предлагает детям встать вкруг, взяться за руки и улыбнуться и поприветствовать друг-другу, читает стихотворение)

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Соберемся дружно в круг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

 

Основная часть:

 

Воспитатель:  Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну Экономию на воздушном шаре!

Вы согласны? Тогда в путь. Ну, вот мы и в сказочной стране очутились.

Присаживайтесь на стулья и вспомните, пожалуйста, героев сказок,

мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то,

собирали, копили деньги.

Дети: «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Дудочка и

кувшинчик», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Ребята если отгадаете загадку, вы узнаете, кто

вас здесь ждет:

Покупала самовар,

А спасал её комар.

Воспитатель: показывает картинку Мухи – Цокотухи. Ребята,

посмотрите на картинку, кто это?

Дети: Это Муха – Цокотуха.

Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения: 

Муха, Муха-Цокотуха, 

Позолоченное брюхо! 

Муха по полю пошла, 

Муха денежку нашла. 

Пошла Муха на базар 

И купила самовар. 

Воспитатель: Что нашла Муха? 

Дети: Денежку. 

Воспитатель: Скажите мне, что такое деньги? 

Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине). 

Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести. А для чего нам нужны деньги? 

Дети: ответы детей 

Воспитатель: Правильно. А все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем. Я буду называть вещи, предметы, а вы мне в ответ «Да» - если мы можем купить это в магазине, «Нет» - если не можем купить. 

Купить мы море можем…..(нет) 

А куклу и машинки ........ (да) 

А лес густой и ветерок конечно ….(нет) 

Но шоколадку, творожок, конечно….(да) 

Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? …. (нет) 

А платье новое и сапоги, купить смогли бы?....(да) 

Воспитатель: Хорошо. А теперь скажите мне, какие бывают деньги? Знаете? 

Дети: ответы детей 

Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку), мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте? 

Дети: ответы детей 

Воспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные в одну кучку, монеты в другую, пластиковые карты в третью кучку. 

А теперь, давайте с вами разомнемся. 

Физминутка.

Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

А теперь мы отдохнем

И на стульчики пройдем.

Воспитатель: Хорошо мы с вами подвигались. А теперь давайте поговорим о таких вещах как Доходы и Расходы. Как вы думаете, из нашего произведения «Муха денежку нашла» - это Доход или Расход? 

Дети: ответы детей (Доход). 

Воспитатель: Почему вы так думаете? 

Дети: ответы детей (Она ее нашла). 

Воспитатель: Правильно. А кто знает, как еще можно получить деньги, за что? 

Дети: ответы детей 

Воспитатель: Правильно. За работу ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти, как наша Муха-Цокотуха и это тоже называется доходом. Все деньги, которые мы получаем, называются нашим доходом. 

Теперь давайте разберемся, как вы думаете, «Пошла Муха на базар, и купила самовар» - это доход или расход денег у Мухи? 

Дети: ответы детей (Расход). 

Воспитатель: Почему вы так думаете? 

Дети: ответы детей (она купила, потратила). 

Воспитатель: Правильно. Когда мы покупаем что-то в магазинах, платим за коммунальные услуги, за детский сад – это считается расходом. Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар, услугу. 

В каждой семье есть Доходы и Расходы. Давайте поиграем в игру «Доход или Расход». Я буду говорить предложения, а вы мне должны закончить их словами: Доход или Расход. 

- Мама с папой получили зарплату………..(доход) 

- Мама заплатила за детский сад…………..(расход) 

- Вы нашли клад…………………………….(доход) 

- Бабушка купила молоко…………………..(расход) 

- Мама купила ботиночки…………………..(расход) 

- Дедушка получил пенсию…………………(доход) 

- Папа заплатил за стрижку…………………(расход) 

- Брат получил стипендию…………………..(доход) 

- Вы купили билеты в кино………………...(расход) 

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно определили. А теперь давайте отгадаем загадки. 

И врачу и акробату 

Выдают за труд …….(зарплату). 

Мы кладем их не в платок 

Мы кладем их в кошелек……(деньги). 

Коль трудился круглый год 

Будет кругленьким ………(доход). 

Очень вкусная витрина 

Овощного………..(магазина). 

За сметану и за сыр 

В кассе чек пробьет………(кассир). 

Мебель, хлеб и огурцы 

Продают нам ……(продавцы). 

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы ребята, со всеми загадками справились. Вам понравилось наше занятие? 

Дети: ответы детей. 

Воспитатель: Скажите, что нового вы узнали на занятии? 

Дети: ответы детей. 

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Магазин». 

Проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин».