Конспект занятия в старшей группе «Финансовая грамотность».
Тема:” Что такое деньги, доход и расход”.
Цель: формирование основ финансовой грамотности.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием деньги, доход, расход.
- Познакомить детей с видами денег.
- Закрепить представления детей с назначением и использованием денег.
- Развивать познавательный интерес, внимание, мышление, память.
- Воспитывать любознательность, бережливость.
Оборудование и материалы: Картинка с изображением Мухи-Цокотухи; игрушечные деньги: бумажные, монеты, пластиковые карты; касса, продукты для игры в «магазин».
Ход занятия:
Организационный момент:
Игра- приветствие
(Звучит музыка –фонограмма. Воспитатель встречает детей на ковре)
- Здравствуйте, ребята дорогие! Я - рада встречи с вами
Малоподвижная психологическая игра «Круг дружбы»
(Воспитатель- предлагает детям встать вкруг, взяться за руки и улыбнуться и поприветствовать друг-другу, читает стихотворение)
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Соберемся дружно в круг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Основная часть:
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну Экономию на воздушном шаре!
Вы согласны? Тогда в путь. Ну, вот мы и в сказочной стране очутились.
Присаживайтесь на стулья и вспомните, пожалуйста, героев сказок,
мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то,
собирали, копили деньги.
Дети: «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Дудочка и
кувшинчик», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Ребята если отгадаете загадку, вы узнаете, кто
вас здесь ждет:
Покупала самовар,
А спасал её комар.
Воспитатель: показывает картинку Мухи – Цокотухи. Ребята,
посмотрите на картинку, кто это?
Дети: Это Муха – Цокотуха.
Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Воспитатель: Что нашла Муха?
Дети: Денежку.
Воспитатель: Скажите мне, что такое деньги?
Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).
Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести. А для чего нам нужны деньги?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно. А все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем. Я буду называть вещи, предметы, а вы мне в ответ «Да» - если мы можем купить это в магазине, «Нет» - если не можем купить.
Купить мы море можем…..(нет)
А куклу и машинки ........ (да)
А лес густой и ветерок конечно ….(нет)
Но шоколадку, творожок, конечно….(да)
Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? …. (нет)
А платье новое и сапоги, купить смогли бы?....(да)
Воспитатель: Хорошо. А теперь скажите мне, какие бывают деньги? Знаете?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку), мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные в одну кучку, монеты в другую, пластиковые карты в третью кучку.
А теперь, давайте с вами разомнемся.
Физминутка.
Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
А теперь мы отдохнем
И на стульчики пройдем.
Воспитатель: Хорошо мы с вами подвигались. А теперь давайте поговорим о таких вещах как Доходы и Расходы. Как вы думаете, из нашего произведения «Муха денежку нашла» - это Доход или Расход?
Дети: ответы детей (Доход).
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: ответы детей (Она ее нашла).
Воспитатель: Правильно. А кто знает, как еще можно получить деньги, за что?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно. За работу ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти, как наша Муха-Цокотуха и это тоже называется доходом. Все деньги, которые мы получаем, называются нашим доходом.
Теперь давайте разберемся, как вы думаете, «Пошла Муха на базар, и купила самовар» - это доход или расход денег у Мухи?
Дети: ответы детей (Расход).
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: ответы детей (она купила, потратила).
Воспитатель: Правильно. Когда мы покупаем что-то в магазинах, платим за коммунальные услуги, за детский сад – это считается расходом. Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар, услугу.
В каждой семье есть Доходы и Расходы. Давайте поиграем в игру «Доход или Расход». Я буду говорить предложения, а вы мне должны закончить их словами: Доход или Расход.
- Мама с папой получили зарплату………..(доход)
- Мама заплатила за детский сад…………..(расход)
- Вы нашли клад…………………………….(доход)
- Бабушка купила молоко…………………..(расход)
- Мама купила ботиночки…………………..(расход)
- Дедушка получил пенсию…………………(доход)
- Папа заплатил за стрижку…………………(расход)
- Брат получил стипендию…………………..(доход)
- Вы купили билеты в кино………………...(расход)
Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно определили. А теперь давайте отгадаем загадки.
И врачу и акробату
Выдают за труд …….(зарплату).
Мы кладем их не в платок
Мы кладем их в кошелек……(деньги).
Коль трудился круглый год
Будет кругленьким ………(доход).
Очень вкусная витрина
Овощного………..(магазина).
За сметану и за сыр
В кассе чек пробьет………(кассир).
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ……(продавцы).
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы ребята, со всеми загадками справились. Вам понравилось наше занятие?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Скажите, что нового вы узнали на занятии?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Магазин».
Проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин».