Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7045 Проект "Первоцветы - вестники весны"

Опубликовано 21.03.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 г. Выборга»
(МБДОУ «Детский сад № 5 г. Выборга»)

 

«Первоцветы – вестники весны»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

Экологический проект

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»


 

Разработала

педагог Смирнова Т. Л.

 


 

 

Актуальность.

Дошкольное детство является тем возрастным периодом, когда у ребенка активно формируется отношение к себе, окружающим его людям, окружающему миру. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления от знакомства с природой, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Именно в этом возрасте важно создать условия для формирования у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано, научить их беречь окружающий мир.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе дошкольного образования, способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. В процессе общения с природой дошкольники учатся любить ее, относиться бережно к объектам живой природы, сопереживать, проводить наблюдения. К детям приходит понимание того, что наша Земля не может существовать без растений, они помогают нам дышать, очищая воздух, лечат от болезней и украшают окружающее пространство эстетически, наполняя яркими красками.

Наступило время весны и природа пробуждается от сна. Ребята с интересом наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе, стараются объяснить причины этих изменений. Как только сходит снег, кое – где появляются первые весенние цветы. Это первоцветы – растения, цветущие тогда, когда на деревьях еще нет листвы, трава только начинает пробиваться и до земли доходит каждый теплый солнечный лучик, согревая ее.
      Задача взрослых – познакомить детей с некоторыми видами первоцветов, особенностями их внешнего вида, связанными с ними сказками и легендами, научить ухаживать за ними, беречь и охранять.

 

Проблема.

При вовлечении детей в беседу на тему «К нам весна шагает быстрыми шагами» с использованием алгоритмических схем, демонстрирующих набор весенних природных явлений, было установлено, что дошкольники имеют скудные представления о первоцветах. Дети затруднялись отвечать на вопросы «Как называются  цветы, которые появляются весной первыми?», «Какие вы знаете первоцветы?». При использовании демонстрационного материала (плаката с изображениями первоцветов), ребята смогли назвать только один первоцвет – подснежник. Никто из детей не смог объяснить, почему первоцветы нуждаются в защите и охране. Из этого следует, что дети имеют недостаточный уровень знаний по данной теме.

 

Тип проекта:
- по целевой установке: информационно - практико - ориентированный;
- по количеству участников: групповой;
- по продолжительности: среднесрочный;
- по предметно - содержательной области:  межпредметный (интеграция областей – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,«Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»)
- по характеру координации: с открытой  координацией;

- по характеру контактов: внутренний.

 

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Объект исследования: первоцветы.

 

Цель: создание условий для приобщения детей к миру природы, формирования экологических представлений о первоцветах (многообразие видов, внешние особенности, способы ухода, защиты и охраны)

 

Задачи
Образовательные:
- расширять и углублять знания детей о первоцветах, многообразии видов в природе;
- формировать представления о роли первоцветов в природе и в жизни людей (пользе, эстетической роли, целебных свойствах, характере взаимодействия с насекомыми и животными);
- создавать условия для обучения детей проведению цикла наблюдений за изменениями в развитии и росте первоцветов, используя объекты, растущие на территории детского сада – крокусы, примулу, мускари, мать – и мачеху, ветреницу, медуницу, пролеску, нарциссы;

- расширять знания об условиях, необходимых для роста первоцветов;

- формировать представления о роли человека в сокращении численности первоцветов и о занесении некоторых видов в Красную книгу (большинство видов подснежников отнесены к исчезающему виду);

- обучать детей ухаживать за цветами, защищать и охранять их;

- формировать навыки экологически грамотного поведения детей в природе.
Развивающие:
- способствовать расширению кругозора, обогащению представлений об окружающем мире;
- создавать условия для развития познавательной и творческой активности;

- развивать умение «видеть» природу, понимать ее значение;

- создавать условия для развития понимания у детей необходимости охраны природы;

- создавать условия для развития связной речи детей, обогащения активного и пассивного словаря;

- развивать интерес детей к первоцветам, используя литературные произведения – легенды, сказания, истории, сказки, предания;

- способствовать вовлечению родителей в воспитательно – образовательный процесс в качестве его участников;

- создавать условия для обогащения предметно –пространственной среды группы материалами и оборудованием по теме проекта, привлекая к работе семьи воспитанников (подбор стихов, загадок, картинок, иллюстраций, создание развивающих игр, папок – передвижек, мини – проектов о некоторых видах первоцветов).

Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к природе в целом и к первоцветам в частности;

- создавать условия для нравственных, партнерских взаимоотношений между сверстниками в ходе разных видов деятельности (познавательной, исследовательской, экспериментальной, трудовой, игровой, двигательной);

- воспитывать интерес к уходу за растениями;

- создавать условия для формирования нравственных качеств (доброжелательности, сострадания, заботливости, уважения, терпеливости и др.).

 

Краткое описание проекта

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и реализуется на протяжении 10 недель – с 22 марта по 30 мая. В ходе проекта педагогами используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. На протяжении всего периода реализации проекта запланировано привлечение родителей к оказанию помощи в осуществлении разного рода мероприятий (сбор информации и создание мини – проектов; прогулка в лес или парк для знакомства ребенка с условиями произрастания первоцветов в природе (например, ветрениц); участие в создании фотоальбома «Первоцветы рядом с нами», участие в создании мини – выставки «Первоцветы на предметах быта» и т. д.).

В проекте предоставлено планирование деятельности по областям, планирование деятельности по направлениям, перспективное планирование по теме проекта, фотогаллерея по ходу реализации проекта, приложения с произведениями, стихами, заданиями.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:
- сформированность у детей системы знаний о первоцветах, их многообразии, внешних особенностях, роли в природе и в жизни людей;

- сформированность представлений о роли человека в уходе за первоцветами, защите и охране их;
- овладение участниками проекта необходимыми практическими навыками по уходу и заботе о первоцветах, приобретенными в процессе экспериментально – исследовательской и трудовой деятельности;
- развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей;
- укрепление семейных отношений в ходе совместной деятельности родителей и детей по теме проекта.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (определение уровня знаний детей в процессе опосредованной деятельности; определение темы проекта, постановка проблемы, формулировка цели и задач; сбор информации, подбор необходимой литературы, организация предметно – пространственной развивающей среды, создание необходимых условий для реализации проекта) – 2 недели: с 22 марта по 4 апреля

2. Основной этап – реализация проекта(в четырех направлениях - организованная образовательная деятельность, непрерывная образовательная деятельность

педагога с детьми в режимных  моментах, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность родителей и детей) – 6 недель: с 5 апреля по 16 мая

3. Заключительный этап (выставка детских работ, защита мини – проектов, организация фотовыставки, презентация проекта) – 2 недели: с 17 по 30 мая.