Чиркина Ольга Юрьевна
Воспитатель
МДОУ Д/с № 18 «Солнышко»
Челябинская область, город Кыштым
«Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста. Метод sandplay»
План самообразования по художественно – эстетическому воспитанию детей старшего – подготовительного возраста на 2023-2024 учебный год
««Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста. Метод sandplay»
|
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно Богу
Мы создадим свой мир Чудес,
Пройдя познания Дорогу.
Д. Фролов
Введение
На современном этапе развития образования особо актуальным является использование нетрадиционных подходов в работе с детьми. Сегодня в арсенале дошкольных образовательных организаций существует огромное количество форм и методов в работе с дошкольниками, позволяющих влиять на их гармоничное развитие личности. К одному из таких методов по праву можно отнести песочную терапию, которая представляет собой один из видов арт-терапии. Песочная терапия является современной методикой «терапии песком». По своей сути она представляет игровую технологию, которая обеспечивает развитие положительных эмоций у детей, стимулирует ребенка к развитию познавательных навыков, выступает в качестве развивающего средства. Несмотря на актуальность и достаточную изученность вопроса использования песочной терапии в работе с детьми, в настоящее время наблюдается дефицит ее применения педагогами дошкольных образовательных организаций. Это связано, в первую очередь, в недостаточном материальном оснащении предметно-развивающей пространственной среды, во-вторых, в отсутствии у воспитателей опыта использования данной технологии. А между тем, дети, активно играющие с песком, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу могут обеспечить большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Обозначенные противоречия определили выбор моей темы по самообразованию: «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста. Метод sandplay».
Актуальность выбранной темы:
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.
Работая не один год с детьми, я заметила, что песок для малышей обладает некой магической силой. В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.
В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Я, считаю, что песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать мне о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и я получаю возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику. Песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, развивает фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии мои дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно.
Цель опыта работы: теоретическое рассмотрение и практическое использования песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы.
- Изучить сущность и содержание понятия «песочная терапия» и ее влияние на развитие детей дошкольного возраста.
- Создать необходимую развивающую среду.
- Рассмотреть основные песочные игры, используемые в дошкольной образовательной организации.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка, их тактильные ощущения посредством определённых игровых упражнений.
- Научить соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, находить, способы решения проблемных ситуаций.
- Помочь детям преодолеть комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок.
- Упражнять детей в наблюдательности и умении мыслить творчески.
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его среди коллег.
Гипотеза: мы предположили, что использование «педагогической песочницы», обеспечивающей учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, организацию совместной деятельности взрослого и ребенка, может стать эффективным условием развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Вид самообразования: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации: (долгосрочный) один учебный год.
Участники: Успешная реализация проекта предусматривает активное участие в нём:
• Педагогов;
• Детей дошкольного возраста (5-7лет);
• Родителей (законных представителей) и других родственников.
Ожидаемые результаты: Реализация проекта ожидает следующие результаты:
У детей: 1. Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
2. Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.);
3. Повышение тактильно-кинетическуой чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
4. Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
5. Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
6. Повышение самооценки дошкольника; 7. Воспитание положительных нравственных качеств личности.
У педагогов: 1. Повышение уровня самообразования.
2. Расширение представлений о возможностях песочной терапии в речевом, социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.
3. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию комфортных условий детей в ДОУ.
У родителей: 1. Повышение интереса к использованию песка в развитии детей дома.
2. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.
3. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию комфортных условий детей в ДОУ
Основная аналитическая часть: Свою работу мы распределили по этапам.
№ |
Название раздела |
Содержание работы |
1 |
«Диагностический» |
подбор и изучение теоретического материала по теме: книги, журналы, интернет-ресурсы.
|
2 |
«Прогностический»
|
определение целей и задач работы |
3 |
«Организационный» |
составление индивидуального плана работы педагога с детьми, родителями и педагогами. Создание необходимой развивающей среды: изготовление песочницы, подготовка песка, подбор разнообразного мелкого материала (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.) Подбор игр с использованием песка и изготовление картотеки |
4 |
«Практический» |
включение элементов песочной терапии в организованную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей, а именно в игровую деятельность. Практические выводы и рекомендации коллегам
|
План работы
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Изученние методической литературы |
Сентябрь- май |
|
Изучение опыта коллег (посещение семинаров, прослушивание вебинаров, мастер-классов)
|
Сентябрь-май |
(Автор: Никитина О.Н., психолог) Ссылка на запись мастер-класса: https://www.youtube.com/watch?v=c5nP5pYk6bM
Ссылка на запись мастер-класса: https://www.youtube.com/watch?v=h-71nuDHY2I
|
Посещение курсов повышения квалификации
|
Сентябрь-май |
Песочная терапия и арт-терапия с дошкольниками Учебно-методический портал — УчМет www.uchmet.ru
|
Пополнение предметно- развивающей среды |
Сентябрь - май |
Разработка упражнений для детей с использованием различных видов песка». |
Разработка методического пособия: «Картотека пальчиковых упражнений на песке».
|
||
Пополнение коллекции фигурок ,трафареты, кисти разного диаметра, природный материал и тд
|
||
Работа с детьми (разработка материалла) |
Октябрь – май |
|
Работа с семьей (Разработка и подбор информации) |
Октябрь – май |
|
Работа с педагогами |
Октябрь- май |
|
Самореализация |
Май |
|