Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Волосатовская средняя общеобразовательная школа
Селивановского района Владимирской области
Конспект
Интегрированной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «В гости к Петру и Февронии…»
Возраст воспитанников (старший дошкольный)
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Ушакова Ирина Владимировна
2022
Цель: формировать нравственно-патриотические чувства детей дошкольного возраста посредствам посредством знакомства их с историей и традициями русского народа.
Задачи:
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- воспитывать положительные отношение к образу традиционной русской семье;
- формировать представления детей о фольклоре, предметах быта,
- развивать внимание, память, логическое мышление путем умения отгадывать загадки, находя подсказки в их тексте,
- совершенствовать умение взаимодействовать с товарищами при выполнении коллективной задачи
- учить преобразовывать имена собственные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- закреплять знания детей о «Гимне России» (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова);
- учить детей выразительно передавать музыкально-игровые образы при исполнении игр и хороводов,
- развивать творческие способности дошкольников при работе с вощиной.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:
«Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физкультурное развитие».
Словарная работа:
- активизировать словарь: самовар, чугунок, печь, ухват,
- упражнять в исполнении русских народных припевок;
- учить подбирать прилагательные на заданную тему.
Предварительная работа:
- виртуальная экскурсия в краеведческий музей;
- просмотр презентации «Предметы русского быта»;
- создание тематического альбома «Предметы быта крестьян на Руси»;
- проведение фольклорных подвижных игр в свободной деятельности дошкольников.
Материалы:
- проектор
- русская изба с утварью,
- мука для просеивания,
- свиток с письмом от Февронии,
- конфеты для угощения.
Ход совместной образовательной деятельности:
I этап – мотивационно-ориентировочный
Задачи: Вызвать у детей мотивацию и заинтересованность предстоящей деятельностью
1. Организационный момент.
4. Речевая игра «Назови ласково имя»
В: Здравствуйте!
Вставайте скорее в круг, давайте знакомиться!
-Собрались все дети в круг.
Я-твой друг. И ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
-Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я-Ирина Владимировна, в детстве меня называли ласково Ириночка.
Ответь мне, как тебя ласково зовут?
(дети называют свои имена, употребляя уменьшительно-ласкательные суффиксы- Костенька…)
В: Предлагаю сегодня вместе поиграть!
В: Ребята послушайте музыкальное произведение!
(звучит гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова)
В: Дети, какое музыкальное произведение мы с вами сейчас прослушали?
(Ответы детей)
В: Да, действительно это гимн нашей страны.
Скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
А вы знаете как выглядит российский флаг? Найдите его на экране и назовите нужную цифру.
В: Правильно молодцы, а если мы живем с вами в России, значит мы русские люди, россияне. Знаете ли вы, как раньше в древней Руси жили русские люди? Давайте отправимся в необычное путешествие, в гости к Муромскому князю Петру и его жене Февронии.Эти святые на Руси считались покровителями домашнего очага, любви и верности.(Воспитатель показывает детям фотографию Петра и Февронии, письмо.)
В: Принесла я вам письмо,
Вот(показывает), от Февроньюшки оно.
В гости к ней вы собирайтесь,
Быстро-быстро отправляйтесь.
(читает письмо-приглашение.)
«Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!
КнягинюшкаФевроньюшка».
II Этап – Основной
Воспитательные:
Заинтересовать детей совместной деятельностью, вызвать эмоциональный отклик, любознательность.
Способствовать доброжелательному отношению друг к другу в ходе совместной деятельности.
Способствовать умению ориентироваться на сверстников, слушать и слышать партнёра, соблюдая очерёдность высказываний, действий.
Развивающие:
Развивать психические процессы: внимание, воображение, зрительную память , образное мышление, слуховое восприятие.
Совершенствовать интеллект детей, смекалку и сообразительность.
Развивать способность рассуждать, делать простые умозаключения. Обучающие:
Активизировать представления детей о фольклоре, предметах быта,
Побуждать детей к познавательной деятельности.
2. Подвижная игра «Тройка»
В: Но на чем же мы поедем? Как вы думаете на чем раньше на Руси передвигались? (На лошадях) Конечно же, и самой быстрой была русская тройка. А чтобы наша тройка помчалась нужно сказать волшебные слова:
Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К Петру и Февронье
Угоститься на здоровье!
Угощенье словно ладушки
С медком сладкие оладушки!
(дети становятся в «тройки», произносят волшебные слова и, держась за уздила, отправляются в гости)
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
3. Знакомство с предметами обихода в русской избе.
В: Ой, ребята, дома никого нет и какая то странная записка
(читает детям)
Дорогие ребята! Нас заколдовал злой волшебник! Только вы сможете нам помочь, выполнив задания злого волшебника!
В: Ну что ребята ! Будем выручать Петра и Февронию!
В: Первое задание!
Послушайте и отгадайте загадку:
«Летом спит, зимой горит,
Рот открывает, что дают – глотает»(печь)
В: Печь-это сердце дома. А вы знаете, зачем нужна была печь в доме?
(Ответы детей)
В: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица.
-Чем же могла накормить печь своих хозяев?
Дети: в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги…
В: «Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
В: Чугунок незаменим был в хозяйстве. Какой он по весу?(тяжелый). Как вы думаете из чего его делали? (из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и некогда не бился).
В:Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит-отдает,
А сам в угол идет (ухват)
В: Возле русской печи, всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Игра «Достань ухватом из печи чугунок»(задание)
В: А эта загадка, о чем, догадались:
«Выпускает жаркий пар, древний чайник…» (самовар)
Да, за самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
В: А вот еще загадка: «Новая посудина, а вся в дырах» - что это? (сито)
Как вы думаете, зачем нужно было сито? (Ответы детей)
А почему хозяйка сеяла муку? (Ответы детей)
Да, ситом сеяли муку, чтобы тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито (задание)
В: Ну,ребята, молодцы, все знают, многое умеют.
В: Не скучно ли вам ребята?
В: В стародревние времена любили и стар и млад хороводы водить.
Вставайте, ребята скорее в хоровод.
Покажем, как парень к девице идет!
7. Хоровод «Приглашение»
В: Ох, и весело плясали, и друг друга приглашали!
На Руси не только вкусно готовили и плясали хорошо, но и были мастерами своего дела.
В: Сделаем свечку из вощины своими руками.(задание)
Дети делают свечу
В: Все задания выполнили!
В: Петр и Феврония приготовили для вас, сладкий гостинец.
В: Погостили, поиграли, задания выполнили, пора и честь знать, да домой путь дорогу держать.
Я, желаем, чтобы в мире
В вашем доме и квартире,
Жили вечно мир и лад,
Своей семье был каждый рад.
В: Вы, ребятки собирайтесь, на тройках поедем!
Дети рассаживаются на «тройки» и отправляются домой.
III Этап Рефлексивно-оценочный
Задачи: Способствовать формированию умения выражать личностное отношение к деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность.
12. Итог образовательной деятельности
В: Где мы с вами сегодня побывали?
Что особенно вам запомнилось у князя и княгини?
Что удивило?
Что нового узнали?
(Ответы детей)
В: Давайте ребята, угощение пробовать.