Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7196 «Праздник ганчара»

Опубликовано 16.05.2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД№ 1 «СИНЯЯ ПТИЦА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КИЗЛЯР»

 

«Праздник ганчара».

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

                                                                           Воспитатель МКДОУ

                                                                    д/с № 1 «Синяя птица»:

Муртузалиева Р.М.

Кизляр 2022г.

Цель занятия:

- Продолжить знакомство с фольклором, традициями и обрядами  народов Дагестана.

 - Воспитывать уважение к старшим и гордость за свой край.

-Формировать  у детей творческие  способности, умения применять имеющиеся знания и навыки во всех видах деятельности.

Предварительная работа.

Беседа о декоративно-прикладном искусстве Дагестана, рассматривание картины М.Магомедова «Балхарские мастерицы», чтение произведений Р.Рашидова «Умный балхарец», «Гончар из аула Балхар».

Ход занятия.

Дети входят в зал, здороваются, садятся полукругом.

Воспитатель: - Дети,  в какой республике мы живем?

Дети: - Дагестан

Воспитатель: - Что означает слово «Дагестан»?

Дети: - Дагестан – это страна гор.  Даг – это гора, стан  – это страна.

Воспитатель: - Люди  каких национальностей живут у нас в Дагестане?

Дети: - Лакцы, кумыки, аварцы, даргинцы, русские.

Воспитатель: - Молодцы! Правильно! 

 

               Песня о Дагестане.

  1. 1.    Ты для нас всегда живая

Люблю твои горы

И богатые поля

                              Припев:

          Дагестан, Дагестан

          Ты  цветешь, расцветай (2- раза)

 

  1. 2.    Реки, горы и вершины

Дагестанские долины

Люблю сердцем твои горы

И богатые поля.

 

Воспитатель:

 - Да, все национальности Дагестана живут дружно и в мире, и у каждого народа есть свои традиции, обычаи и обряды. Сегодня я хочу рассказать о мастерах аула Балхар. А вы знаете,  чем славится аул Балхар?

Дети:

 Керамической посудой, игрушками.

 

 

 

Беседа о Балхаре.

Воспитатель: - В Дагестане есть селение Балхар. Оно славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки. Все изделия расписываются только белой краской, поэтому они отличаются от иных, которыми славятся другие народы.  Есть отличительные особенности и в балхарском узоре. Успех работы зависит от подготовки глины. Гончар умело работает на круге, затем готовые изделия обжигаются в печи, расписываются – и тогда готовы.

 

 

 В ауле Балхар есть озеро с глиняными берегами. Там глина как пластилин, изготовленный самой природой. Из нее можно лепить и крошечные блюдца, и огромный сосуд для хранения зерна и ажурный декоративный кувшин с носиком.

          Цветных глин всего две:  красная и белая. Но при помощи этих двух красок балхарцы добиваются большой красоты. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из рассекающих линий. Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарцы свои изделия и рельефными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.

Воспитатель: Одной из таких балхарских мастериц является гончаркаАминат. Она работает как настоящий волшебник.

Раз сегодня  праздник гончара, давайте дети посмотрим, а что же делает мастерица Аминат в мастерской, заглянем к ней в гости.

( Дети подходят, здороваются с мастерицей и беседуют с ней).

 

Мастерица Аминат:

- Здравствуйте,  дети! Я хочу вам показать, как лепить кувшины и рассказать о них.  Вам, наверное, Раисат Мирзамагомедовна рассказывала, из чего я леплю кувшины. Опять вращается журлак (станок), искусными руками гончарки лепят новые кувшины, и не проходит 10 -15 минут, как кувшин готов. И вот наводится последний штрих – прикрепляется ручка кувшина. Сосуд готов. Затем мастерица водит янтарем по стенке кувшина, и поверхность кувшина становится глянцевой. Затем разрисовываются стенки кувшина кисточкой. Вращается станок – наносятся разноцветные линии, затем возникают все новые детали балхарского орнамента. Затем изделия обжигаются в печи «кара», а готовые изделия хранятся в мастерской.

 

 

- Есть стихотворение Расула Гамзатова:

                Самые красивые кувшины

                Делаются из обычной глины

                Как прекрасный стих

                Создают из слов простых.

А знаете ли вы стихи?

Дети: - Да знаем.

Читают  стихотворение  Р. Рашидова   «Гончар из аула Балхар».

1 ребенок.   В том ауле, что похож                           

                      На селении Балхар

                      Жили – были, говорят                                

                      Землепашец и гончар   

2 ребенок .На дворе у гончара

               Не скучал гончарный круг

              И затачивая плуг

             Пахарь песню напевал.

3 ребенок.  «Туча, туча помоги

             Ты от поля не беги

           И скорее полю

         Дай напиться вволю»

4 ребенок .А в другом дворе – гончар

           Глину красную месил

         И при этом в песне он

        Солнце красное просил.

5ребенок. «Солнце, солнце помоги

      Ты кувшины обожги

    Чтобы каждый мой кувшин

     Полыхал бы как рубин»

6 ребенок .Если тучу замечал

     То кричал он: «Караул!»

     И при этом на нее

   Словно мех кузнечный дул.

7 ребенок. Пахарь в поле выходил

       Хлеб посеяв, ждет дождя

     А соседу – гончару

     Подавай всегда жару.

 

 

- А какие  вы знаете пословицы и поговорки о труде, о весне?

Дети:

- «Тот труда не боится, кто умеет трудиться».

- «Куда лопата идет, туда вода течет».

- «И камень добытый трудом, милее иногда чурека – что попал в наш дом».

- «Кто весной не сеет, тот осенью не жнет».

- «Птицу узнают в полете, а человека в работе».

- «Цветам нужно солнце, а человека  в работе».

- «Цветам нужно солнце, а людям мир».

- «Без топора и лопаты, девица строит хаты». – (ласточка)

- «Железный конь землю пашет» - (трактор)

- «Дело мастера боится».

Аминат:

- Молодцы, ребята, оказывается, много вы знаете поговорок и пословиц.

Аминат: - Вот я уже слепила кувшин. Подойдите поближе ко мне, посмотрите. Каждый кувшин хочет о себе рассказать:

 

- « Урма» - кувшин для воды с узким горлышком.

- « Кикайму» - приземистые кувшины с двумя ручками для масла.

- « Накришу» - кувшины для сбивания масла.

- « Кунари» - в ней хранят родниковую воду, даже в зной в ней вода бывает холодной.

- « Урша» - ее носят за водой.

- Видите, сколько у них названий. Эти кувшины, я помещу для обжига в кара. ( В это время, к Аминат подходит один из детей  и говорит ей что-то на ухо).

-Пока мои кувшины обжигаются, хочу предложить вам народные игры. Игры:«Перетягивание каната», «Армрестлинг (сила рук)»,                         « Канатоходцы».

Аминат:

- Давайте посмотрим, какой я вам приготовила сюрприз. В честь праздника гончара все вылепленные кувшины обожгла и приготовила для вас. Я хочу их подарить вам. (Мастерица каждому дарит по кувшину, дети благодарят ее и «возвращаются» в детский сад). 

Звучит песня  «Приезжайте в Дагестан».

           1. Дагестан одна семья

Братьев и сестер

Всю любимую страну

Видно с наших гор.

 Припев:

2.Приезжайте в Дагестан

В гости к нам из разных стран

Любим вас мы всей душой

Всем салам, большой!

Дети кланяются и прощаются  ( под музыку уходят ).