Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 5
Республики Башкортостан город Салават
Выступление на ГМО
на тему:
«Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
Подготовила:
воспитатель группы
раннего возраста
Умербаева З. Р. 1кв. кат.
2019 г.
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения ( например «Сорока – белобока кашку варила…»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми 2-3 лет, чтобы развить ручную умелость?
— Запускать пальцами мелкие заводные игрушки.
— Разминать пальцами пластилин, глину.
— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).
— Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы и крепкие кулачки, которые не разожмешь.
— Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
— Показать отдельно только один палец — большой.
— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
— Махать в воздухе только пальцами.
— Кистями рук делать «фонарики».
— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
— Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).
— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
— Наматывать тонкую цветную ленту на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль.
— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
— Игры с конструктором.
— Складывание матрешек.
— Игра с вкладышами
— Рисование в воздухе.
— Игры с песком, водой.
— Мять руками поролоновые шарики, губку.
— Рисовать, раскрашивать, штриховать
—Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью и т. д.)
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе пальчиковых игр малыши 2-3 лет, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировки каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок запомнит хотя бы одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Пальчиковая гимнастика.
«Капуста»
Мы капусту рубим,
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(имитируют посыпание соли из щепотки).
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).
В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали. (ставят кулак на кулак).
«Компот»
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»).
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба соберем, (загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
Благодарю за внимание!