Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников.
Театрализованная деятельность детей направлена на развитие творческих способностей, развитие речи детей, обогащение словарного запаса, помочь детям преодолеть робость, неуверенность в себе, повысить самооценку.
Я тему выбрала не случайно, так как в последнее время увеличилось детей с нарушением связной речи и недостатком словарного запаса. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, расширяются их знания о жизни людей и животных. Дети узнают, кто где живет, чем питаются, кто добрый, а кто злой, кого нужно бояться, а с кем нужно дружить. Дети знакомятся с характерными особенностями животных и зверей. Во время инсценирования сказки обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, развивается интонационная речь и диалогическая. Во время действий с фигурками театра у детей развивается мелкая моторика пальцев рук.
Я показала процесс своей работы по театрализованной деятельности, начиная с младшей группы. Разработала перспективный план. Я поставила перед собой цель:
Развитие речи дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Определила следующие задачи:
- Изучить методическую литературу.
- Раскрыть все виды театрализованных игр.
- Изучить роль театрализованных игр на речевое развитие детей.
В группе я оборудовала театральный уголок, уголок уединения, где ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации сказок.
В уголке я разместила разные виды театра:
-кукольный театр
-настольный театр
-пальчиковый театр
-театр на перчатке
-магнитный театр
-фланелеграф
-ложковый театр
-театр на палочке
-набор резиновых игрушек
-театр на стаканчиках
-маски.
Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр по следующим направлениям:
-игры для формирования грамматического строя речи: »Подбери признак», «Назови ласково», «Посчитай», «Закончи предложение», «Кто где живет».
-дидактические игры для развития связной речи: «Назови как можно больше предметов», «Садовник и цветы», «Разбуди кота», «Ветерок», «Я начну, а ты закончи».
-дидактические игры по звуковой культуре речи: «Звук потерялся», «Зеркала», «Придумай предложение», «Испорченный телефон», «Радио», «Звуковая дорожка».
Подобрала картотеку театрализованных игр: «Возьмем мишку на прогулку», «Игра с пальчиками», «Король», «День рождения», «Бабушка Маланья», «Веселый старичок-лесовичок», «Как варили суп».
Я пришла к выводу, что театрализованная деятельность является важнейшим средством формирования выразительной речи. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: у детей развивается речь, память, усидчивость, совершенствуется звуковая культура, интонационный строй.