Кутаева Ирина Владимировна
МБДОУ № 116 Детский сад «Здоровячок», город Вологда
воспитатель
Конспект по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ «Как солнышко помогало Весне» в средней группе.
Цель:уточнение и закрепление представлений о признаках Весны у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять и обогащать знания детей о весне как о времени года.
- закреплять умение детей называть сезонные изменения в природе .
- развивать наблюдательность, умение рассуждать, делать выводы, выражать свои мысли, отгадывать загадки.
- развитие активного словаря.
- воспитывать культуру взаимоотношений детей.
- формировать умение работать в коллективе.
Ход НОД:
Воспитатель: Доброе утро! Сегодня с утра такая замечательная погода. На улице светит солнышко, поют птицы. Дети, давайте подойдем к окошку и посмотрим на улицу, как прекрасна природа.
Подходят к окну и любуются природой за окном.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?
Дети: Весна
СЛАЙД 1. Весна
Воспитатель: Весну издавна любил народ. Называли её весна – красна, потому что вся природа просыпается весной. Появляется зелёная трава, первые цветы, прилетают птицы.
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, какие весенние месяцы мы с вами знаем?
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Правильно, ребята. Март называют Протальник, потому что начинает таять снег, и образуются первые проталины. Апрель - Снегогон, потому что быстро, тает снег и разливаются ручьи, и кое - где уже появляется первая зелёная травка. А май Травень, потому что всюду появляется трава и молодые листья на деревьях.
СЛАЙД 2. Письмо
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам прислали письмо. Хотите узнать, что в нем? Давайте откроем и прочитаем!
СЛАЙД 3. Текст
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали ходить в тёплых шубах. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван.
СЛАЙД 4. Костер, солнце и лампочка
Воспитатель. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне справиться с зимним холодом? Посмотрите на экран.
Дети: Солнце.
СЛАЙД 5. Солнце
Воспитатель:Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо.
Солнце. Ребята, я - Солнце. Мне нужно помочь весне одолеть холод, растопить снега, но не хватает сил, для того, чтобы подняться выше над землёй. Если вы мне поможете и правильно выполните задания, мой день станет длинней, и я смогу помочь Весне.
Воспитатель. Ребята, поможем солнышку?
Дети: Да
Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить несколько заданий. Первое:
У нас в группе есть своё солнышко, которое мы сделали вместе с вами. Расскажите, какое у нас получилось солнышко?
Дети: Яркое, ласковое, доброе, тёплое, жёлтое, круглое, радостное, весёлое, румяное, лучистое, жаркое, весеннее, любимое, нежное, большое, светлое.
Воспитатель: А что оно делает?
Дети: Светит, греет, пригревает, радует ….
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе стало ещё ярче и теплее.
Вот второе задание. Посмотрим, вы весну с зимой не перепутаете? Поиграем в игру «Скажи наоборот».
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь и ежик спят, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тепло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
- Зимой снег чистый, а весной… (грязный).
- Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой надевают шубы, а весной куртки
Воспитатель: Ребята, давайте немножко поиграем.
Физкультминутка Подвижная игра «ВЕСНЯНКА
Солнышко, солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)
Прилетело сто грачей («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
И цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).
Воспитатель: Долгожданной весной все радует глаз - и ласковое солнце, и белые облака, и весенние цветы. Так хочется сказать обо всем ласково, давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я говорю Вам слово, а вы называете его ласково и передаете веточку соседу.
Солнце - солнышко, луч - лучик, облако - облачко, ветер - ветерок, дерево - деревце, трава - травка, ручей - ручеек, цветок - цветочек, дождь - дождик, земля - земелька.
Слайд 6. Лес
Воспитатель: Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте.
(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Что вы слышите?
СЛАЙД 7. Птицы
Дети: Голоса птиц, птичье пение.
Воспитатель: А как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
Дети: Перелетные
Воспитатель: Послушаете и отгадайте загадки
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – …(Грач).
СЛАЙД 8. Грач
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…(Скворец)
СЛАЙД 9. Скворец
Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (Ласточка)
СЛАЙД 10. Ласточка
Слайд 11. Птицы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? Дети: Снегирь.
Воспитатель: Объясните почему.
А почему этих птиц называют перелетными?
Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
А почему они улетают от нас?
Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться.
Воспитатель: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?
Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.
Воспитатель: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?
Дети: Грач и скворец.
Воспитатель: Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что вновь появляются насекомые
СЛАЙД 12. Насекомые
Воспитатель: А каких насекомых вы знаете?
Дети: Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузнечики.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран и понаблюдаем за бабочкой.
СЛАЙД 13. Разминка для глаз
СЛАЙД 14. Зайчик
Воспитатель: Ребята, смотрите, под березой сидит зайчик. А как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?
Дети: Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий, редкий. Некоторые меняют окраску: заяц, лиса и белка стали серыми.
Игровое упражнение «Назови малышей»
СЛАЙД 15. Медведь и медвежата
У медведя - … медвежонок - медвежата;
СЛАЙД 16. Заяц и зайчата
У зайца - … зайчонок - зайчата;
СЛАЙД 17. Лиса и лисенок
У лисицы - … лисенок – лисята;
СЛАЙД 18. Волк и волчонок
У волка - … волчонок – волчата;
Слайд 19. Еж и ежата
У ежа - … ежонок – ежата.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Посмотрите на экран, наше солнышко поднялось высоко на небо и теперь оно сможет благодаря вам помочь Весне! Оно благодарит вас за помощь и посылает вам подарки – маленькие солнышки.
Воспитатель:
Ребята, а вам понравилось солнышку помогать? И что же мы для этого делали?