Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6729 «Организационная работа с родителями детей с РАС в разновозрастных группах»

Опубликовано 02.11.2021

Организационная работа с родителями детей с РАС в разновозрастной группе.

Подготовила Мингазова Гульчачак Рафитовна

Воспитатель МБДОУ №14 «Брусничка» город Сургут

Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Вовлечение родителей в процесс обучения и коррекционно-развивающей работы — необходимое условие эффективной помощи детям с РАС.

Цель работы с родителями — повышение родительской компетентности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и детского сада.

Основные задачи работы с родителями:

 1. Получение достоверной информации об особенностях и уровне развития ребенка.

 2. Формирование адекватных детско-родительских отношений.

3. Формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни.

4. Информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребенка.

5. Психологическая поддержка.

6. Консультирование родителей в рамках детского сада реализуется не как отдельная услуга, а как компонент комплексной помощи детям с РАС.

Эффективными формами работы с родителями являются: индивидуальное и групповое консультирование, занятия в триаде педагог-ребенок-родитель, детско-родительские группы, родительский клуб, совместные мероприятия.

 Индивидуальное и групповое консультирование.

 Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:

- особенностей развития детей с РАС;

- коррекции поведения у детей с РАС;

- о способах взаимодействия с ребенком;

- о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;

 - о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;

- эффективных технологий оказания помощи детям с РАС

- информирования о работе ППМС-центров, специализирующихся на оказании помощи детям с РАС, о ПМПК, МСЭ.

Занятия в триаде педагог-ребенок-родитель направлены на формирование у родителей способов взаимодействия с ребенком, навыков работы с ним. Эти умения вырабатываются в ходе наблюдения за проведением занятий и самостоятельной работы с ребенком на занятиях.

Детско-родительские группы. Привлечение родителей к такой работе целесообразно для закрепления отрабатываемых на занятиях навыков. В результате совместных занятий родителей с детьми происходит формирование навыков взаимодействия с ребенком. Родители учатся понимать состояние ребенка, контролировать свои эмоции, конструктивно взаимодействовать с ребенком. Многократное повторение, проговаривание, проигрывание определенных, важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

И еще одна из главных задач в работе с родителями– это практические обучение родителей.  Нужно рекомендовать родителям использовать маркировку, инструкции, пооперационные карты и другие приемы и методы, которые уже используются при работе с их ребенком педагогами в детском саду. Надо знакомить родителей с ролевыми играми детей группы, с книгами, которые им читают, и с особенностями выполнения режимных моментов. Желательно, чтобы родители дома старались не ломать стереотипы воспитания ребенка, выработанные в группе. Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками.

Адаптация в разновозрастной группе ребенка с РАС к детскому саду процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий персонала и родителей. Когда ребенок 5-ти лет пришел к нам впервые, сначала мы за ним наблюдали. Вместе с мамой и педагогом, он рассматривал группу, спальню, свой шкафчик. Постепенно переходили на игрушки. Избегали прямого взгляда с ребенком. Каждую игру или упражнение проводили несколько раз для закрепления результата. Коррекционная работа проводилась систематически. Если после установления контакта коррекционная работа бы прервалась, то ребенок мог снова «закрыться», «уйти» в свой мир.

Для этого и существует различные виды развивающих игр: предметные, сюжетно-ролевые, стереотипные, сенсорные.

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила.

Например: слепите из ваты снежинки или скомканную бумагу, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. «Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между педагогом или мамой, и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Все эти игры мы применяем для детей 5-6 лет. Но используем их и для детей 6-7 лет, только игры усложняем. Детям очень нравятся игры – головоломки: конструкторы, пазлы, строительные блоки и т.д.

Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа педагогов и родителей - это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.