Методический материал к теме «Фрукты» в 1 младшей группе.
СКАЧАТЬ (с фото)
Фрукты – вкусные продукты.
Цель: Формировать у детей представления о фруктах.
Задачи: Закреплять знания детей в названии фруктов; узнавать их на картинке (груша, яблоко, банан). Закрепить цвета: красный, жёлтый, зелёный.
Материал: перчаточная кукла - старушка; муляжи фруктов, печь, кастрюля под муляжи фруктов, поварёшка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, игры с муляжами фруктов, разрезные картинки.
Ход занятия:
За ширмой слышится шорох, стук. Появляется старушка с корзинкой полной фруктов.
Бабушка: Ох и устала я. Столько фруктов собрала: яблочки румяные, груши ароматные, сливы чудесные, персики сочные. Будет чем внученьку угостить, из чего варенье и компот варить.
Ой, я внученьку ждала, а тут столько ребят. Здравствуйте ребята. Я вот фрукты собирала. А вы знаете, что такое фрукты?
А какие фрукты вы любите? (Дети рассказывают, старушка их хвалит).
Старушка достает из корзинки яблоко и спрашивает, что у неё в руках.
Правильно. Это – Яблоко. Яблоки растут на деревьях в саду. Они бывают красного, зелёного и жёлтого цвета. Они круглые. Яблоки – сочные, сладкие или кисло-сладкие на вкус. Из яблок можно выжать яблочный сок, сварить варенье, компот, а можно приготовить яблочное пюре.
Старушка предлагает детям поочередно достать из корзинки один фрукт и сказать, что у них в руках. Одновременно она задаёт вопросы всем детям: Какого цвета? Какой формы? (Какой вкус).
Ребята, как вы думаете, что полезней конфеты или фрукты? (Фрукты)
Старушка: Вы молодцы. Я оставлю фрукты вам, а сама пойду внученьку встречать. Прощается, уходит.
Воспитатель: Ребята, у нас целая корзина фруктов, что из них можно приготовить? Давайте сварим компот и угостим наших кукол. (Дети собирают муляжи фруктов в кастрюлю и варят компот)
Пальчиковая игра «Компот»:
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много, вот. («Варят» - мешают пальчиком на ладошке)
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить, (ребром ладони стучат по другой ладошке)
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и сахарный песок, (сжимают кулачки)
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ (снова «варят»)
Воспитатель: У нас с вами получился очень вкусный и полезный компот.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сварили для кукол компот из фруктов. Давайте расскажем нашим куколкам - из чего мы сварили для них компот.
Дети рассказывают куклам о фруктах и обыгрывают ситуацию.
Нетрадиционная техника рисования в 1 младшей группе
"Компот из яблок"
Цель: Учить детей правильно держать в руке печать; учить наносить краску на печать; учить передавать образ фрукта. Способом примакивания печатью изображать дольки яблока, закрепить названия фрукта. Закрепить умение правильного и равномерно распределять печати на ограниченном пространстве. Формировать интерес к рисованию.
Материал: Листы бумаги с изображением банок; яблоко (разрезанное пополам); гуашь красного, желтого цвета; салфетки. Банка и яблоки в корзинке.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какую корзину нам прислали ребята из старшей группы. Давайте посмотрим, что в ней?
Ответ детей: Яблоки.
Воспитатель: Правильно — это яблоки, они полезные и богатые витаминами. Старшие ребята заботятся о вас, хотят, чтобы вы кушали яблочки и росли здоровыми и крепкими. Мама вам даёт дома яблочки? А что ещё можно сварить из яблок? (Варенье и компот). А кто-нибудь из вас видел, как мама заготавливает компот в банках?
Сейчас мы с вами попробуем приготовить компот. (Воспитатель ставит перед детьми банку и яблоки, дети наполняют банку яблоками, рассматривают результат). Посмотрите на цвет яблок и как они размещены в банках свободно, на расстоянии друг от друга.
Физкультминутка «Варим, варим мы компот»
«Варим, варим мы компот» (фрукты)
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)
Воспитатель:
У каждого из вас есть банка, в которой вы будете варить компот.
Показ воспитателя: берем половинку яблока в руку набираем краску. Печать из яблока прислоняю к листу с баночкой, надавливаю. Одной рукой придерживаем лист бумаги второй поднимаю печать. Повторяю несколько раз с использованием разных цветов, печати располагаем на расстоянии.
Детям раздаются листы бумаги с изображением баночек и начинаем рисовать печатями.
Работа детей под присмотром воспитателя.
По окончании воспитатель хвалит детей и предлагает разместить банки с компотом на стенде, чтобы увидели мамы.
Ручной труд «Яблоня»
Программное содержание:
- учить детей работе с бумагой;
- упражнять в технических навыках при выполнении работы;
- закрепление формы, цвета;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- воспитывать интерес к занятиям по аппликации.
Материал: лист ватмана, салфетки зеленые и красные, розетки с клеем ПВА.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что фрукты растут на дереве. Дерево большое, поэтому и фруктов на нем много. Есть деревья грушевые, есть – сливовые, есть – яблоневые. Сейчас мы с вами смастерим яблоньку с яблочками, и у нас с вами будет своё яблоневое дерево.
Пальчиковая игра «Яблонька»
Были белыми цветами (поднимают руки вверх, «фонарики)
Стали спелыми плодами (сжимают пальцы в кулачки)
Стали, словно шарики, шарики - фонарики (вращение кулачками)
Как возьмёшь их на зубок, (показывают)
Сразу брызнет сладкий сок (резко вытягивают руки вперёд)
Воспитатель: У нас есть дерево, но яблочек на нем нет. (На листе ватмана нарисовано дерево) Давайте сделаем яблочки. Может к нашему дереву придут ежи. Они очень яблочки любят. Отрывайте кусочек от салфетки красного цвета, скатывайте его в шарик - это будет яблочко. Окуните его в клей и приложите к дереву - яблочко спелое выросло на дереве.
После того, как дети сделают несколько красных «яблочек, предложить им точно таким же образом сделать одно зеленое яблоко - неспелое.
- Ребята, сколько у вас зеленых яблок? Одно яблоко. А сколько красных яблок? Много. Каких яблок больше, красных или зеленых? Красных яблок больше.
Работа продолжается, пока всё деревце не покроется яблоками.
Воспитатель достаёт игрушечного ёжика, который благодарит детей за яблочки и поёт с детьми песенку «Маленький ёжик».
Игра с речевым сопровождением «Яблочко»
Дети идут по кругу друг за другом и имитируют действия в соответствии с текстом:
Катя шла-шла-шла,
(Дети шагают,)
Катя яблочко нашла.
(нагибаются, «поднимают яблочко»)
Села, поела, приседают,
«кушают яблочко».)
Опять пошла.
(Шагают.)
Упражнение «Найди фрукт»
На столе лежат разные предметы и муляжи фруктов. Дети по очереди должны подойти к столу, найти среди предметов фрукт, назвать его и положить в корзинку.
Воспитатель оценивает умения детей выделять нужный предмет из множества предметов и объединять предметы по общему признаку,затем вместе с детьми обобщает: в корзине лежат «фрукты».
Дидактическое упражнение «Разложим фрукты по корзинкам»
На фланелеграфе 4 корзинки: красного, зелёного, жёлтого и синего цвета. На маленьком столике картинки с изображёнными фруктами.
Вот в саду созрели фрукты,
Это вкусные продукты.
Фрукты с дерева срываем
И в корзинку убираем. М. Карпеева
Дети должны взять картинку с каким-то фруктом и положить её в корзинку такого же цвета, как нарисованный фрукт. Дети ходят вокруг столика, выполняя задание.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать кусочек и назвать фрукт.
Чудесная корзинка.
Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты по характерным признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус).
Оборудование: корзинка, фрукты.
Игровое правило: назвать предмет, его цвет и форму.
Ход игры: Педагог достаёт из корзинки фрукт, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это апельсин) Какой помидор? (Апельсин оранжевый, круглый). Аналогично с другими фруктами.
«Большой – маленький»
Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.
Оборудование: большие и маленькие муляжи яблок. Большая и маленькая корзинка.
Игровое правило: соотносить предметы по размеру.
Ход игры: педагог фиксирует внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Предлагает положить большие яблоки в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия, дети за ним повторяют. Затем дети играют самостоятельно.
Дидактическое упражнение «Парные картинки»
Детям предлагается выбрать себе картинку с изображением какого-либо фрукта, а затем найти точно такую же картинку. Воспитатель обращает внимание детей, что сначала у них была одна картинка, а затем стало две картинки.
В завершение темы с помощью родителей устраиваем выставку «Волшебное превращение фруктов.