Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6750 «Формирование лексико-грамматического строя речи с помощью «Кругов Луллии» у детей дошкольного возраста»

Опубликовано 11.11.2021
Бутенко Светлана Владимировна
МКДОУ д/с № 398 «Ласточка»
Новосибирск
Воспитатель

 

Формирование лексико-грамматического строя речи  с помощью  «Кругов Луллии» у детей дошкольного возраста.

Своё название изобретение «Круги Луллия» получило в честь имени своего создателя Раймунда Луллия  (поэта, философа, мыслителя XIII века). В XIII веке он создал логическую машину в виде шести бумажных кругов разного диаметра нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня была установлена стрелка. Круги были подвижны и разделены на одинаковое количество секторов. Каждый круг был разделён на девять секторов. При свободном вращении под стрелкой оказывались определённые сектора. Раймонд Луллий размещал на секторах слова. Такие слова (принципы), которые принимаем без доказательств - это абсолютные начала:  доброта, величина; относительные начала – различие, согласованность;  добродетели – справедливость, умеренность; и недостатки – жадность, гордыня; субъекты – небо, человек. Всего у Луллия получилось шесть категорий. В каждой из них было ровно по девять элементов.

Элементы эти Луллий разместил на шести концентрических кругах по типу пирамидки. Первый, внутренний, круг состоял из девяти основных вопросов: что? почему? из чего? сколько? где? когда? какое? которое из двух? Каким образом? Теперь, если привести систему кругов во вращение, можно получить ответ на любой вопрос, связанный с аксиомами, начертанными на кругах. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

«Круги Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. Мне понравилась идея этого изобретения, и я эту идею воплотила в реальность.

Для работы с детьми 3-4 года целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5-6 лет используют два - три круга (4-6 секторов на каждом). Дети 6-7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются 3 круга с 8 секторами на каждом. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.

Представлю некоторые дидактические игры по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

 

 

«Противоположности»

Парные карточки выполнены с единым фоном. Это своего рода подсказка. Ребенку сложно найти среди множества карточек нужную. Ориентируясь на «похожую» картинку ребенок быстрее найдет правильную пару.

Цель: нахождение понятий, противоположных по смыслу.

Основные задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
  • Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи).

Ход игры:  взрослый крутит стрелку, на какую карточку укажет стрелка, прочитывает вслух, что написано на карточке, задача ребенка прокрутит круг и найти противоположность карточке.

«Времена года» ( варианты )

Цель: развитие и активизация познавательных способностей детей через использование кругов Луллия.

Задачи:

  • Ø активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
  • Ø совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;                                   
  • Ø развивать  память, внимание, словесно - логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.

«Нелепицы»

Ход игры: Взрослый составляет из деталей игры различные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на «Круге  Луллия» (например: летом дети катаются на лыжах, грибы растут на дереве, и т. д.).

Попросите ребенка соотнести каждую из картинок с тем или иным временем года, а затем уточнить, почему именно он сделал такой выбор.

«А теперь одеваемся на прогулку».

Ход игры: взрослый  раскладывает на круге картинки с сезонной одеждой, где ребенок должен расставить одежду соответствующей времени года, а затем уточнить, почему именно он сделал такой выбор.

«Что чувствует солнышко?»

Ход игры:  взрослый читает загадку:

«Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин» (осень).

Ребенок должен указать на круге отгадку. Назвать осенние месяцы.

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила». (Зима).

Ребенок должен указать на круге отгадку. Назвать зимние месяцы.

«Тает снежок,

ожил лужок.

День прибывает».

 Когда это бывает? (весна).

Ребенок должен указать на круге отгадку. Назвать весенние месяцы.

«Солнышко веселое греет по утрам,

И денечки теплые посылает нам.

Но всего три месяца длится чудо это

Есть ему название - подскажите - …(лето) 

Ребенок должен указать на круге отгадку. Назвать весенние месяцы.

Взрослый просит  ребенка описать, что чувствует солнышко на каждой из картинок и почему.

Дидактическая игра: «ОН, ОНА, ОНО, ОНИ»

Цель:   формирование навыка соотносить существительные по роду: мужскому, среднему, женскому.

Задачи:

  • обучение умению согласовывать слова определенного рода с местоимениями он, оно, она, а также множественного числа – они;
  • получение навыка определения принадлежности притяжательных местоимений мой, мое, моя к роду, и к множественному числу – мои;
  • формирование умения сочетать существительные с прилагательными;
  • расширение индивидуального словаря.


Для дидактической игры необходимо подготовить карточки, изображающие объекты с разделением на категории: он, она, оно, они. Также изготовить игровое поле с ячейками, в моем случае это домики с окошками,  которые будут заполняться картинками соответствующих групп.

Ход игры:

Ребенок крутит стрелку и его задача  – правильно разделить картинки в соответствии с принадлежностью изображенного объекта или явления к роду существительного.  

Усложнение  игры: существительное, которое можно обозначить как «он мой» мужского рода, например, мой кактус и так далее.

Оборудование: карточки с изображением предметов групп он, она, оно, они и поле домик.

 

На основе своего опыта использования кругов Луллия я обозначила несколько вариантов (этапов) участия педагога в дидактических играх с кругами:

 - педагог непосредственно участвует в игре. Мотивирует детей к участию в игре, рассказывает правила, способствуют развитию игры, окончанию, помогает в распределении ролей среди участников игры и совместно с ними проговаривает инструкцию.

 - педагог косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях.

 - педагог отслеживает и корректирует деятельность детей на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру.